Печенга : опыт краеведеской энциклопедии : [А-Я] / авт.-сост. В. А. Мацак. - Мурманск : Просветительский центр "Доброхот", 2005. - 1006 с. : ил., фото.
357 МУРМАН ЗАПАДНЫЙ щее время они еженедельно посещаются срочными пароходами Мурманского общества. Во многих становищах имеются так называемые фактории или склады необходимых для рыбопромышленников товаров, которые принадлежат архан гельским купцам и колонистам. Везде в таких становищах имеются жиротоп ни для приготовления трескового жира, причем в последнее время завелись и паровые жиротопенные заводы. Самыми населёнными пунктами и наиболее значительными становищами по Мурманскому побережью, считаются в настоящее время на западном бере гу Вайда-Губа и колонии Печенгского залива, а на восточном, кроме г. Колы, становище Гаврилово и Териберка». (Сведения о Мурманском береге, собранные летом 1896 года.—СПб., 1897 ,-С. 7-19.) Островский Д. Н.: «Существенное значение для Мурмана имеет содержание срочного пароходства между становищами и Архангельском. Мысль об учре ждении пароходства по Мурманскому берегу и Белому морю возникла во вре мя посещения нашего Севера Вел. кн. Алексеем Александровичем в 1870 г. с эскадрою судов: Варяг, Жемчуг и шкуны Секстан, и в сопровождении ад мирала К. Посьета, Архангельского губернатора Н.А. Качалова и известного деятеля и знатока Севера М. К. Сидорова. В то время по мысли этих лиц было составлено из поморов Товарищество Беломорско-Мурманского сроч ного пароходства, с субсидиею от правительства в 30 тысяч рублей в год и с капиталом в 150 тысяч рублей. Товарищество приобрело два парохода „Вел. кн. Алексей" и „Качалов", но существовало недолго, так как первый пароход разбился в становище Семь Островов, а второй был продан за дол ги Товарищества. В 1875 г., при горячем участии капиталиста Ф. В. Чижова, образовалось в Москве ныне существующее „Товарищество Архангельско- Мурманского срочного пароходства", с капиталами свыше 400 тысяч руб. на паях и с правительственною субсидиею в 55 тысяч руб. в год. Высочайше утвержденным 15 мая 1895 г. мнением Государственного Совета деятельность Товарищества значительно расширена выпуском приобретенных в казну до полнительных паев на 620 тысяч руб. и увеличением субсидии в течение 20 лет с 1896 г. по 1915 гг. до 227464 руб. в год, а в 1898 г. за заходы к устью р. Печоры и на Новую Землю размер субсидии увеличен до 270760 руб. То варищество владеет ныне 9 почтово-пассажирскими пароходами: „Император Николай II", „Ломоносов", „Вел. Кн. Ксения", „Королева Ольга Константинов на", „Вел. Кн. Владимир", „Чижов", „Пр. Трифон", „Михаил Кази", „Сергей
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz