Печенга : опыт краеведеской энциклопедии : [А-Я] / авт.-сост. В. А. Мацак. - Мурманск : Просветительский центр "Доброхот", 2005. - 1006 с. : ил., фото.

348 собираться ее муж назад. Взял он, снес ее на корабль и поплыли они; прошли мимо пахты Ейны; тут она села на палубу и, глядя на родную землю, стала петь. Все она сначала пела, как жила у отца, как сон увидела, как с подругой говорила. Лопари эту часть сказки поют, повторяя ее с начала буквально. Пела девушка и плакала. В песне перечисляла все, что она вытерпела, как жила потом в чужой стороне и как там богато живут; пела она о том, какие у нее платья там есть, сколько денег, какие вещи. Но ради всего этого она не может забыть родной стороны. Наконец, допела и когда в последний раз увидела вдали свой берег —бросилась в море. Три дня и три ночи искали ее там и найти не могли. Так и пропала лопарская красавица. Напев этой песни несколько дик и печален. Слушая ее, лопари плачут, а девушки и потом долго тоскуют. Мне ее пела одна пожилая лапландка. Сле­ зы катились по ее лицу, и видно было, что она, несмотря на частое повторение песни, живо сочувствует печальной судьбе героини этой сказки и этой песни. Как мне передавали, у лопарей есть одна из песен, начинающаяся сказкой. Сначала говорится сказка, потом поется. Я, кроме рассказанной, не встретил таких больше. У меня не мало записано таких песен и сказок. Некоторые из них, оче­ видно, составлены под влиянием русских, другие совершенно оригинальны, но все же носят на себе следы влияния русских. Однообразные мотивы пе­ сен веют окружающею лопаря природой. Напев их представляет постоянное повышение и понижение тона на терцию. Лопарская песня чрезвычайно на­ поминает переливание воды в ручье; тихое журчание потока. Помимо своей поэтичности, сказки и песни этого народа дадут этнографу богатый материал для заключения о старине лопской. Указания на чудь, борьба с чудью —мно­ гозначительны. В связи с преданиями карелов и норвежских лопарей, собран­ ных Фрийсом, они создают целый мир легенд о кровавой эпопее прошлого, когда вся эта прекрасная приполярная страна обагрялась кровью ее мирных жителей. В тех же песнях особенно рельефно обнаруживается преданность лопаря к своей родине, мягкость и нежность его чувства, миролюбие и спо­ собность его к глубокой любви, делающее это честное и благородное племя чрезвычайно симпатичным для этнографа. Сведения, собранные мною о быте и жизни лопарей, чрезвычайно интерес­ ны. Это целый новый мир, имеющий мало общего с тем, к чему мы привыкли у себя. Впоследствии я намереваюсь составить полную, возможно подробную бытовую картину терской и мурманской лопи. Теперь же могу только выра­ зить крайнее сожаление, что недостаток средств не позволил мне выполнить задуманного намерения пройти Лапландию, от запада на восток, через весь Кольский полуостров. Итак, еще одним племенем без сказок и песен менее. Найдена песня и сказ­ ка русских лопарей, последующие туристы также, может быть, найдут леген­ ды и у самоедов, и у карачаев, и у остяков. Человек не может забывать свое прошлое, как бы бледно оно ни было —следовательно, должно быть предание: человек не может не любить и не волноваться, следовательно, должна быть и песня». (Страна холода: Виденное и слышанное.—СПб., 1877,—С. 211-213.) Сведения о населении Мотовского погоста (позднее —колонии) Харузин Н. Н.: «1608-1611 гг.: в еж—-6; мужчин —2 3 чел. 1716 г:, веж —4, мужчин —3 4 чел. 1861г.: мужчин —57; женщин —59; всего —116чел. 1886 г. мужчин —42; женщин —41; всего —8 3 чел.». (Русские лопари.—М., 1890.—С. 76, 77.) Энгельгардт А. П.: «1895 г. Среди колоний на западной стороне от Кольского

RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz