Печенга : опыт краеведеской энциклопедии : [А-Я] / авт.-сост. В. А. Мацак. - Мурманск : Просветительский центр "Доброхот", 2005. - 1006 с. : ил., фото.
348 собираться ее муж назад. Взял он, снес ее на корабль и поплыли они; прошли мимо пахты Ейны; тут она села на палубу и, глядя на родную землю, стала петь. Все она сначала пела, как жила у отца, как сон увидела, как с подругой говорила. Лопари эту часть сказки поют, повторяя ее с начала буквально. Пела девушка и плакала. В песне перечисляла все, что она вытерпела, как жила потом в чужой стороне и как там богато живут; пела она о том, какие у нее платья там есть, сколько денег, какие вещи. Но ради всего этого она не может забыть родной стороны. Наконец, допела и когда в последний раз увидела вдали свой берег —бросилась в море. Три дня и три ночи искали ее там и найти не могли. Так и пропала лопарская красавица. Напев этой песни несколько дик и печален. Слушая ее, лопари плачут, а девушки и потом долго тоскуют. Мне ее пела одна пожилая лапландка. Сле зы катились по ее лицу, и видно было, что она, несмотря на частое повторение песни, живо сочувствует печальной судьбе героини этой сказки и этой песни. Как мне передавали, у лопарей есть одна из песен, начинающаяся сказкой. Сначала говорится сказка, потом поется. Я, кроме рассказанной, не встретил таких больше. У меня не мало записано таких песен и сказок. Некоторые из них, оче видно, составлены под влиянием русских, другие совершенно оригинальны, но все же носят на себе следы влияния русских. Однообразные мотивы пе сен веют окружающею лопаря природой. Напев их представляет постоянное повышение и понижение тона на терцию. Лопарская песня чрезвычайно на поминает переливание воды в ручье; тихое журчание потока. Помимо своей поэтичности, сказки и песни этого народа дадут этнографу богатый материал для заключения о старине лопской. Указания на чудь, борьба с чудью —мно гозначительны. В связи с преданиями карелов и норвежских лопарей, собран ных Фрийсом, они создают целый мир легенд о кровавой эпопее прошлого, когда вся эта прекрасная приполярная страна обагрялась кровью ее мирных жителей. В тех же песнях особенно рельефно обнаруживается преданность лопаря к своей родине, мягкость и нежность его чувства, миролюбие и спо собность его к глубокой любви, делающее это честное и благородное племя чрезвычайно симпатичным для этнографа. Сведения, собранные мною о быте и жизни лопарей, чрезвычайно интерес ны. Это целый новый мир, имеющий мало общего с тем, к чему мы привыкли у себя. Впоследствии я намереваюсь составить полную, возможно подробную бытовую картину терской и мурманской лопи. Теперь же могу только выра зить крайнее сожаление, что недостаток средств не позволил мне выполнить задуманного намерения пройти Лапландию, от запада на восток, через весь Кольский полуостров. Итак, еще одним племенем без сказок и песен менее. Найдена песня и сказ ка русских лопарей, последующие туристы также, может быть, найдут леген ды и у самоедов, и у карачаев, и у остяков. Человек не может забывать свое прошлое, как бы бледно оно ни было —следовательно, должно быть предание: человек не может не любить и не волноваться, следовательно, должна быть и песня». (Страна холода: Виденное и слышанное.—СПб., 1877,—С. 211-213.) Сведения о населении Мотовского погоста (позднее —колонии) Харузин Н. Н.: «1608-1611 гг.: в еж—-6; мужчин —2 3 чел. 1716 г:, веж —4, мужчин —3 4 чел. 1861г.: мужчин —57; женщин —59; всего —116чел. 1886 г. мужчин —42; женщин —41; всего —8 3 чел.». (Русские лопари.—М., 1890.—С. 76, 77.) Энгельгардт А. П.: «1895 г. Среди колоний на западной стороне от Кольского
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz