Печенга : опыт краеведеской энциклопедии : [А-Я] / авт.-сост. В. А. Мацак. - Мурманск : Просветительский центр "Доброхот", 2005. - 1006 с. : ил., фото.

339 МОСКОВАКЮЛЯ ловлю. Да и оленям на берегу моря вольготнее, ведь летом в тундре вдали от моря столько комаров. На покосе у каждого была бутылочка скипидара, и то едва от них спасались, мазались раза два-три в час. Летом к лопарям приез­ жали скупщики, спаивали их водкой, забирали за бесценок рыбу и уезжали. Лопари, даже не смогли запастись солью, но спасало их то, что скупщики не брали голов от рыб, и лопари сушили головы рыб на солнце и зимой ими и частично олениной питались. Одевались они зимой и летом в оленьи шку­ ры. Белья не было, и от них всегда был неприятный запах. Несмотря на это, ходили слухи, что зимой у некоторых монахов там были любовницы и они тайно ночами их посещали. „Москва" от монастыря была в пяти верстах. Зимой они каждое воскре­ сенье приезжали в монастырь молиться, но в церкви вели себя непристой­ но: разговаривали, иногда ссорились и частенько вдруг шлёпнут друг друга по плеши. Ведь другого места у них из-за шуб уязвимого нет, а большинство мужиков плешивые. Приезжали они не ради богомолья, а чтобы пообедать. Свои оленьи наряды они умели украшать. Особенно красивы были головные уборы у женщин и обувь на ногах. Ездят все на оленях. Повозки для оди­ ночной езды —керёжи, для многоместной —нарты (легкие сани на высоких копыльях). Упряжь —нечто вроде хомута, надевается на шею снизу и наверху состегивается у самцов. Самки обычно комолые, иногда им надевают хомут через голову. Это все равно, что мягкая лямка —петля внизу под грудью, к ней прикрепляется ремень —оглобля. С боков ничего нет. В руках у ездока длинный шест —хорей, длиной около двух метров. Им погоняет, а когда надо остановить, хорей бросает вперед, и олени останавливаются. С правого боку к узде на голове оленя прикрепляется одна вожжа „ина“. Если нужно вправо, тянут за „ину“, а если влево, то ту же вожжу „ину“ перекидывают на левый бок». (Фрагмент из воспоминаний бывшего трудника Трифоно-Печенгского монастыря / / www.trifon.ru) Сведения о населении Харузин Н. Н.: «Печенгский погост: 1608-1611 гг.: веж —6; жителей мужского пола —21. 1716 г.: веж —4; жителей мужского пола —38. 1861 г.: мужчин —56; женщин —54; обоего пола —110. 1886 г.: мужчин —39; женщин —52; обоего пола —91». (Русские лопари,—М., 1890.—С. 76, 77.) Голубцов Н. А.: «Печенгский лопарский погост (зимний), при р. Печеньге; летний —на Мурманском берегу в б. Малонемецкое. Число всех жилых дворов —18. Число всех жителей: мужчин —24; женщин —27. Расстояние в верстах: от уездного города: зимой —200; летом —140. от волостного правления: зимой —150; летом —210. от становой квартиры: зимой —150; летом —210. от церкви: зимой —5; летом —20. от школы: зимой —5; летом —20. от фельдшерско-медицинского пункта: зимой —150; летом —210. от ближайшего населённого пункта: зимой —5; летом —15». (Список населённых мест Архангельской губернии к 1905 году,— Архангельск, 1907,—С. 214, 215.) Rosberg J. Е. (Росберг И. Е.): «Bazze’mo, в 7,5 км от Верхнего монасты­ ря (Юлялуостари) располагалась зимняя деревня Печенгских саамов-колтта. В 1897 г.—65 жителей; в 1918 г.—75 жителей в 14 домах». (Petsamon maa.—Helsinki, 1919,—S. 110.)

RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz