Печенга : опыт краеведеской энциклопедии : [А-Я] / авт.-сост. В. А. Мацак. - Мурманск : Просветительский центр "Доброхот", 2005. - 1006 с. : ил., фото.
338 Рис. 132. Монахи Печенгского монастыря на сенокосных работах с косами-горбушами в руках, к. XIX в. к тому, что печенгские саамы были вынуждены оставить свой традиционный жизненный уклад и приспосабливаться к новым условиям жизни. Третий кризисный момент был вызван Первой мировой войной и после дующими событиями, с кульминацией в качестве Дерптского мира. Семь пе ченгских саамов было призвано на военную службу, трое из них не вернулись. Население погоста составляло тогда 76 человек. После войны многие из ста рых связей и отношений, прежде всего, с Россией, были прерваны. Печенгские саамы стали гражданами Финляндии. Были предприняты меры для оказания им помощи с целью возобновления оленеводства. Но новая граница между го сударствами отрезала жизненно важные территории летних пастбищ на п-ове Рыбачий. Эта потеря была невосполнимой. Уже во времена Таннера (1929 г.) погост находился в полном запустении... Так же, как и территория сонгельских саамов, область Печенги стала театром военных действий. И так же, как их южные соседи, печенгские саамы должны были дважды эвакуироваться. После Второй мировой войны старые жители пожелали вернуться назад, высказав это желание в обращении к финскому национальному собранию: „Вашей глубочайшей милостью мы хотим снова жить свободно в том рай оне, который был определен Дерптским договором". Молодежь же, напротив, не хотела возвращаться; перспективы на будущее им виделись неопределен ными. Они боялись, что их территория стала опасна из-за неразорвавших- ся мин, снарядов, гранат. Вместе с другими эвакуированными саамами, са амы Печенгского погоста получили в пользование территорию вдоль старой „Ледовой дороги“ в Печенгу, между г. Ивало и Неллими, к юго-востоку от оз. Инари, неподалеку от Севеттиярви. Некоторые из них и их потомков про должают там жить и поныне». (Bruk av land og vann i Finnmark i historisk perspektiv / / NOU 1994:21,-S. 313, 314.) Черепанов А. М.: «Когда по реке вверх покос кончили, косили возле домов лопарей деревни <Москва>, жители которой летом кочевали у моря. Трава была густая, но мешали очень косцам оленьи рога, которые за зиму накап ливались от убитых оленей. В деревне был один домик с печкой и окнами, по-видимому, владельца побогаче. Остальные около десятка лачужек, собраны из наноса и прибоя моря —всевозможных видов досок, палок и прочего. В од ном углу стены обмазаны глиной и вверху дыра для выхода дыма. Вот и все устройство хижины. Летом с весны они перекочевывают к морю на рыбную
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz