Печенга : опыт краеведеской энциклопедии : [А-Я] / авт.-сост. В. А. Мацак. - Мурманск : Просветительский центр "Доброхот", 2005. - 1006 с. : ил., фото.

337 МОСКОВАКЮЛЯ выше по течению р. Печенги возобновленного Печенгского монастыря (т. н. „Верхнего монастыря"). Таннер считал, что едва ли можно было найти луч­ шее место для „полусовременного" зимнего поселения. Здесь был лес и бо­ гатые оленьи пастбища. Как и в Сонгельске, в зимний погост к Рождеству съезжались различные семьи. Время в зимнем погосте проходило в „веселом, оживлённом общении; времени свободного было много, т. к. пастбища были хорошими и близкими к деревне, стадо не нуждалось в усиленном присмот­ ре. То, что возобновлённый монастырь находился неподалеку, также давало ощущение защищенности". В конце марта —начале апреля печенгские саамы переезжали из зимнего погоста на рыбный промысел к морю. Уже в 1600-х гг. было известно описание рыбного промысла саамов и ры­ боловецких мест „Peisen finnes" на п-ове Рыбачий. У самого моря каждая семья имела свое жилище, рыболовные снасти. Олени следовали за саама­ ми на летние пастбища в глубине п-ова Рыбачий. Здесь же происходил отёл оленей. Во время переездов зимнее снаряжение заменялось на летнее у ст. Малонемецкое (Jierni, Nurmensatti, Nordmanset). В своих маленьких сши­ тых лодочках саамы вели рыбный промысел с посещением в том числе мест западнее Ворьемы (Vuorjem-johka, Grense-Jakobselv), где они также ловили сёмгу, и Айновых островов (Ainne’-suola). Женщины и дети отправлялись вдоль побережья с сетями (kessem’nuett). Когда главная рыбалка заканчива­ лась в июле, семьи собирались вместе. В старые давние времена существо­ вал т.н. „ярмарочный день" (Markkinapaiva); место его проведения называ­ лось Марккинапайкка (Markkinapaikka). Сёмгу для продажи отправляли ча­ ще в Колу. С конца 1700 гг., когда привилегии Печенгского монастыря были отменены, у печенгских саамов появилась монополия на ловлю сёмги. В середине августа оленей собирали и начинали переезд на материк к осен­ ним стоянкам, которые располагались у богатых рыбой озёр, с определённым местом рыбалки для каждой семьи; по воспоминаниям очевидцев, во времена Таннера у каждого озера ловили рыбу по 1-4 семьи, в целом 12-13 семей (численность семей с середины 1700-х гг. была довольно стабильной). Осен­ ние поселения делились на два вида; у самых южных озёр были места более поздних осенних поселений. Во второй половине 1800-х гг. с использованием самых южных осенних поселений было практически покончено. Информация о содержании оленей печенгскими саамами гораздо менее полная, чем у сонгельских саамов. Традиционно, по свидетельству Таннера, среднее количество оленей в каждом роду составляло не более 300 голов. В 1820 г. имел место первый социальный кризис в Печенгском погосте, отразившийся на оленеводстве печенгских саамов. В это время кочевые горные саамы (flyttsamenes, fielsamenes) предприня­ ли миграцию в регион Печенги, в соответствии с давней традицией, корни которой —в 17 веке. Отдельные саамские семьи из Норвегии расселялись все далее на восток, через восточно-саамские погосты и вдоль их границ. Оле­ нье стадо кочевых саамов составляло от 6000 до 10000 голов. Это имело серьезные последствия для печенгских и других восточно-саамских племён. Интенсивный выпас оленей требовал большего времени, забирая его у других видов хозяйственной деятельности... Оленеводство стало затруднено и в связи с колонизацией области Печенги. Она началась в середине 1800-х гг., и первыми здесь появились финны, затем русские, карелы и норвежцы. Колонизация стала причиной второго кризиса экономики восточных саамов. Печенгский монастырь претендовал на сёмужьи тони саамов в соответ­ ствии с теми привелегиями, которые были у первого Печенгского монастыря. Взамен монастырь взял на себя обязанность проведения богослужений и цер­ ковных обрядов среди печенгских лопарей. Устройство торговых становищ в регионе, в т. ч. и норвежских, привело

RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz