Печенга : опыт краеведеской энциклопедии : [А-Я] / авт.-сост. В. А. Мацак. - Мурманск : Просветительский центр "Доброхот", 2005. - 1006 с. : ил., фото.
337 МОСКОВАКЮЛЯ выше по течению р. Печенги возобновленного Печенгского монастыря (т. н. „Верхнего монастыря"). Таннер считал, что едва ли можно было найти луч шее место для „полусовременного" зимнего поселения. Здесь был лес и бо гатые оленьи пастбища. Как и в Сонгельске, в зимний погост к Рождеству съезжались различные семьи. Время в зимнем погосте проходило в „веселом, оживлённом общении; времени свободного было много, т. к. пастбища были хорошими и близкими к деревне, стадо не нуждалось в усиленном присмот ре. То, что возобновлённый монастырь находился неподалеку, также давало ощущение защищенности". В конце марта —начале апреля печенгские саамы переезжали из зимнего погоста на рыбный промысел к морю. Уже в 1600-х гг. было известно описание рыбного промысла саамов и ры боловецких мест „Peisen finnes" на п-ове Рыбачий. У самого моря каждая семья имела свое жилище, рыболовные снасти. Олени следовали за саама ми на летние пастбища в глубине п-ова Рыбачий. Здесь же происходил отёл оленей. Во время переездов зимнее снаряжение заменялось на летнее у ст. Малонемецкое (Jierni, Nurmensatti, Nordmanset). В своих маленьких сши тых лодочках саамы вели рыбный промысел с посещением в том числе мест западнее Ворьемы (Vuorjem-johka, Grense-Jakobselv), где они также ловили сёмгу, и Айновых островов (Ainne’-suola). Женщины и дети отправлялись вдоль побережья с сетями (kessem’nuett). Когда главная рыбалка заканчива лась в июле, семьи собирались вместе. В старые давние времена существо вал т.н. „ярмарочный день" (Markkinapaiva); место его проведения называ лось Марккинапайкка (Markkinapaikka). Сёмгу для продажи отправляли ча ще в Колу. С конца 1700 гг., когда привилегии Печенгского монастыря были отменены, у печенгских саамов появилась монополия на ловлю сёмги. В середине августа оленей собирали и начинали переезд на материк к осен ним стоянкам, которые располагались у богатых рыбой озёр, с определённым местом рыбалки для каждой семьи; по воспоминаниям очевидцев, во времена Таннера у каждого озера ловили рыбу по 1-4 семьи, в целом 12-13 семей (численность семей с середины 1700-х гг. была довольно стабильной). Осен ние поселения делились на два вида; у самых южных озёр были места более поздних осенних поселений. Во второй половине 1800-х гг. с использованием самых южных осенних поселений было практически покончено. Информация о содержании оленей печенгскими саамами гораздо менее полная, чем у сонгельских саамов. Традиционно, по свидетельству Таннера, среднее количество оленей в каждом роду составляло не более 300 голов. В 1820 г. имел место первый социальный кризис в Печенгском погосте, отразившийся на оленеводстве печенгских саамов. В это время кочевые горные саамы (flyttsamenes, fielsamenes) предприня ли миграцию в регион Печенги, в соответствии с давней традицией, корни которой —в 17 веке. Отдельные саамские семьи из Норвегии расселялись все далее на восток, через восточно-саамские погосты и вдоль их границ. Оле нье стадо кочевых саамов составляло от 6000 до 10000 голов. Это имело серьезные последствия для печенгских и других восточно-саамских племён. Интенсивный выпас оленей требовал большего времени, забирая его у других видов хозяйственной деятельности... Оленеводство стало затруднено и в связи с колонизацией области Печенги. Она началась в середине 1800-х гг., и первыми здесь появились финны, затем русские, карелы и норвежцы. Колонизация стала причиной второго кризиса экономики восточных саамов. Печенгский монастырь претендовал на сёмужьи тони саамов в соответ ствии с теми привелегиями, которые были у первого Печенгского монастыря. Взамен монастырь взял на себя обязанность проведения богослужений и цер ковных обрядов среди печенгских лопарей. Устройство торговых становищ в регионе, в т. ч. и норвежских, привело
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz