Печенга : опыт краеведеской энциклопедии : [А-Я] / авт.-сост. В. А. Мацак. - Мурманск : Просветительский центр "Доброхот", 2005. - 1006 с. : ил., фото.
334 Рис. 126. Прокопий Ефремов и его же на Катарина из дерев ни Московакюля. Связ ки пучков обувной тра вы (кенкяхейнят) раз вешены на опорах для сушки и умягчения. Фото Hannes Pukki, 1939 г. нее, они установили православный охранный крест и верили, что он убере жет их от бед, несчастий и разорения. Обряд поклонения кресту совершался и тогда, когда саамы отправлялись из родной деревни в дальнюю дорогу, на промысел. Веками жили на этой территории предки саамов-колтта из родов Ефремо вых, Киприановых, Копытовых и др. Каждый из потомков знал историю своего рода «до шестого колена», знал свои родовые угодья, хорошо ориентировался на местности. Каждый природный объект имел свое образное название, свою историю-легенду. Сведения об этом передавались из поколения в поколение. Карта саамам была не нужна; названия мест и сведения о них саами неохот но раскрывали посторонним, сами же хорошо ориентировались по названиям, передаваемым изустно. Это и была их «устная» карта для внутрисемейного пользования, понятная каждому из рода или из общего погоста. В каждом погосте, деревне были доверенные лица —хранители особо важных секретов. Деревни зимнего Печенгского погоста Москованкюля и Пушканкюля по стигла печальная участь всех саамских поселений. Хотя из-за их отдалённого положения им дольше других удавалось сохранять традиционный уклад жиз ни. .. Андреев А. И.: « ......погостишко" Печенгское образовалось здесь значительно позднее, в результате колонизаторской деятельности Печенгского монасты ря. .. Памятники начала XVII века отмечают, что „изначала в тех местах почали селиться русские люди и лопь для морских промыслов, а люди были в то время немногие и селились врознь", и „людей меж Кольского городка и ... городка Варгава нет никаких, опричь лопарей и то немного людишко, человек с 200 или мало больше" (Р.И.Б., т. XVI, с. 524, 562). Выдержки из писцовых книг 1574 г. только дополняют эту картину малой населённости края». (О подложности жалованной грамоты Печенгскому монастырю 1556 г. / / Рус. ист. журн.—Пг., 1920.—Кн. 6.—С. 132-157.) Ануфриев Д. Н.: « . . .с октября месяца 1902 г. в Печенгском монастырском по госте, называемом Москвою, было начато учителем Сонгельской школы Ива ном Васильевичем Быковым с разрешения епархиального начальства обучение грамоте лопарских детей, которые со временем перешли для обучения в мона стырскую пустыньку и послужили тут началом другой монастырской школы, SKMa
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz