Печенга : опыт краеведеской энциклопедии : [А-Я] / авт.-сост. В. А. Мацак. - Мурманск : Просветительский центр "Доброхот", 2005. - 1006 с. : ил., фото.

333 МОСКОВАКЮЛЯ Рис. 123. Саам-колтта из Рис. 124. Охранный памятный крест Рис. 125. Девушка саами- деревни Пушканкюля с сём­ гой, выловленной в р. Печенга. В летнее время рыбу сохраня­ ли в торфяных погребах. Фо­ то А. Нашаіаіпеп, 1938 г. у въезда в дер. Московакюля, нач. XX в. колтта за изготовлением так называемой «обувной травы». На заднем плане —приспособле­ ние для сушки пучков травы, нач. XX в. место, дани государевы в Колскои острог не платят. Да с тех же Печенских лопарей Дацкого короля даныцики дань имали на короля истари до 99 году по алтыну с человека, а з 99-го году до 110-го году Дацкого короля даныцики имали на короля дань по 10 алтын с человека, а со 110-го году по 132-и год емлют на короля дань Дацкого короля даныцики с тех Печенских лопарей з дватцати человек по 20 алтын с человека...» (Роспись лопарским погостам 1623-24 гг. / / Сб. материалов по истории Кольского п-ова в ХѴІ-ХѴІІ вв.—Л., 1930.—С. 57.) Peahccam’sijd, так наз. «Московакюля» была для саамов-колтта Печенг­ ского погоста зимним поселением (talv-sijd), где они жили с декабря по ап­ рель. Зимние поселения располагались обычно вдали от побережья, в лесу, где в изобилии были дрова и удобные места для зимовки оленей. Московакюля (или Москованкюля) находилась на левом берегу реки Пе­ ченги в ее верхнем течении, вблизи живописного порога, где ловили сёмгу. Московакюля была связана зимними путями и летними вековыми тро­ пами с Пазрецким погостом ; через озера Каллоярви, Ала- и Юляаккаяр- ви —с Сонгельским погостом (зимняя деревня Суоникюля), а также через Печенгску-летню (современный посёлок Печенга) —с местами рыболовецких тонь на морском побережье в Малонемецком и Лиинахамари (Nurmensatti, Liin’amra’luht). Через эту деревню проходил старый путь из Колы к Мотов­ скому заливу. Печенгские саами-колтта из Московакюля и соседней деревни Пушканкюля установили возле своих родовых мест ловли рыбы в Лиинахама­ ри (Liin’amra’luht), принадлежавших им со времен язычества, православный поклонный крест. Крест был установлен у самой кромки берега залива, у древ­ него камня-сейда, которому поклонялись веками, отправляясь на промысел (о сейдах —покровителях охоты и рыболовства у саамов —см. Сайдъяур, оз.). Позднее, в финские времена, рядом с крестом, через дорогу, был построен ры­ боперерабатывающий завод по изготовлению рыбной муки (Kalajauhotehdas), принадлежавший Нордстрёму. Со временем саамы утратили эти веками при­ надлежавшие им места промысла без всякого возмещения ущерба. До 1589 г. зимняя деревня Печенгских саамов располагалась непосред­ ственно возле Верхнего монастыря (Луостари). При уничтожении монастыря пострадали и жители зимней деревни. Оставшиеся в живых переселились дальше вверх по течению р. Печенги. У дороги, ведущей в деревню, справа от

RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz