Печенга : опыт краеведеской энциклопедии : [А-Я] / авт.-сост. В. А. Мацак. - Мурманск : Просветительский центр "Доброхот", 2005. - 1006 с. : ил., фото.
332 разлуки и ее значимость в жизни саамов Печенги послужили мотивацией для прочно закрепившегося названия Москованкюля. Вероятнее всего, в шут ку сказанное слово оказалось долговечным. Употребляемое в среде саамов- колтта, оно обрело типичную для саамской топонимии форму. Характерное ударение на первом слоге, двухкомпонентность, формульность, наличие опре деляющего (Москован-, родит, пад., генетив) и определяемого (-кюля), так называемого, номенклатурного термина, обозначающего географический объ ект. Жучкевич В.А.: «...Название относится к названиям-мигрантам, данным по аналогии с другими подобными. Название Москва чуждо местному то понимическому ландшафту и никак с ним не связано. Видимо, мы имеем дело с переносом готового названия, когда, переезжая на новые места, люди несут с собою свою терминологию, язык, готовые названия». .. .Да за монастырем же вверх по реке по Печенге погостишко Печенское а внем живут крещёные лопари ввежах. Ввеже Иванко Федоров сын Ившей да дети его Михалко да Ганка да Пахомка. Вж. Трофимко Козел да пасынок его Ефремко Григорьев сын. Вж. Ларивонка Федоров сын да сын его Поздейко да внук его Савка Иванов сын. Захарко Федоров сын да дети его Ларивонка да Ондрышка да Микитка Федоров сын. Вж. Гришка Федоров сын да пасы нок его Трефилко новокрещен да Юшко Онтонов. Вж. Иванко Федоров сын Рудишкин да сын его Сидорко, да Петрушка Тимофеев сын да вотчим его Павлик Вастьянов сын увечен очима слеп. Вж. Иванко Мартынов сын Паюс. И всего 6 веж да бура, а людей вних 21 человек. А угодей за ними никаких нет, промышляют вместе влете на море удят рыбу, а живут на морском берегу ввежех встановище внеметцком в монастыр ском, а восень по лешим местам по озеркам по монастырской вотчине ловят белую рыбу, да на лесу зверь бьют и птицы ловят тем ся и кормят. А в Васильевых книгах Агалина да подъячего Степана Соболева написано стех Печенских лопарей и веж и сугодей по государеве Цареве и великого князя жалованной грамоте дань и оброк емлют старцы Печенского монастыря. А впредь по Алаеву письму Михалкова да дьяка Василия Мартемьянова тем Печенским старцам ведати за собою тех лопарей по прежнему как было преж сего по государеве жалованной грамоте... Печенгский погост: (морские тони): Лазейная, Пески, Отворотная, Боль шая пахта, Мирская, Сухая салма, Назорья, Малощелья, Маломатка, Новая тоня, Варвежа-река, Большая Щелья. Внутри страны: оз. Каяло, Косгозеро, Восло, Каменное, Кин-озеро, Высль- Явуль, Мышье озеро, Ароко-озеро, Княжна-озеро». «И от Мотоцкого и Китовского погоста к Варгаву по дороге до Печенги реки, где был старой Печенскои монастырь, 50 вёрст, а водяным путем тожь, и живут в том старом Печенском монастыре Печенские старцы для рыбного промыслу; а от Колского острогу тот Печенскои монастырь 130 вёрст. И что Печенского монастыря старцы уловят красные рыбы сёмги, и тое оне рыбу привозят в Колскои острог, отдают Голанские земли торговым людям. А от того Печенского старого монастыря до Печенского лопского погоста, где Пе ченские лопари живут, с Варгавские дороги в левую сторону вверх по Печенги реки 15 вёрст; а от Колского острогу до того лопского погоста 130-ж вёрст; а от Печенского монастыря и от Печенского лопского погоста до Варгава 370 вёрст. А живут в том погосте крещёные лопари руские веры 20 человек. И те Печенские лопари блаженные памяти при государе царе и великом кня зе Иване Васильевиче всеа Русии за Печенским монастырем даны в крестьян (Общая топонимика,—Минск, 1980.) (Книга писцовая Кольского острога и уезда (1608-1611 гг.) / / Харузин Н.Н. Русские лопари,—М., 1890,—С. 434, 471.)
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz