Печенга : опыт краеведеской энциклопедии : [А-Я] / авт.-сост. В. А. Мацак. - Мурманск : Просветительский центр "Доброхот", 2005. - 1006 с. : ил., фото.
327 МЁНИККА а меньшее течение —Меньшей рекой. Именно это название скольты исказили до Menneka. И профессор Фрис не понял значение названия. Сами финские арендаторы —новопоселенцы не были знакомы с названием Mannikko, но на зывали водопад Hakokoski ((ф.): hako —1) ветка хвойного дерева; 2) коряга. Т. о. дословно финноязычное название можно перевести как „разделенный, раздвоенный водопад" —как коряга (раскоряченный). Одно из его разветвле ний—тонкое, как ветвь хвойного дерева). Речная „ветвь", небольшая речка (речушка)». (Navn lands Pasvikelven.—Kirkenes, 1974.) «Остров Меник. .. омываемый с одной стороны рекой Паз, а с другой —рекой Меникой (в окрестностях Салмиярви ) . ..» (ГАМО, ф. 87-и, on. 1, д. 22, л. 44.) Rosberg J. Е. (Росберг И. Е.): «Мениккокоски. В устье реки Меникка 6 до мов (Mannikkojoki). Мениккосаари (Mannikkdsaari). По одному из островков на пороге Ме никка существовал волок для перетаскивания лодок». (Petsamon maa.—Helsinki, 1919,—S. 106.) Holmberg-Harva U. (Холмберг-Харва У.): «В нынешних промысловых вла дениях рода Летовых к В от Малого Меникка (Pikku Mennikasta), недалеко от небольшого озерка, где раньше была деревня (sijd), есть священная го ра Sijt-jaur-varr, т. е. гора у озера, где прежде была деревня. Действительно, здесь в свое время была зимняя деревня пазрецких лопарей. Однако, когда жизнь у них не заладилась, пришлось перенести деревню в другое место. Од нажды, явившись одной из старух-колтта во сне, дух подземной жизни сказал ей: „Почему возле нашей деревни делаете вашу деревню? Идите своей доро гой". Еще хозяин места, властелин, заявил, что если переселившиеся сюда не уйдут, то, кроме всего прочего, они умрут сами и вымрут все их родовые ветви, прервется род; вымрут и все их олени. Гора стала местом жертвоприношения и с тех пор стала называться Раіѵ- varr (гора поклонения, Поклонная, Палвварр). Рассказывают, что в старые времена охотники за дичью обещали обита телям горы птиц, белок или куниц уже в самом начале охотничьего сезона. Обещанные подношения приносили на священные места, конечно, позднее, но обязательно в том же году». (Petsamon kolttain pyhat paikat / / MFSOu LVIII.—Helsinki, 1928.— S. 20.) По словам архангельского губернатора И. В. Сосновского, „остров Меник представляет собой легкую добычу для самовольных захватов и пользований норвежскими выходцами". Архимандрит Ионафан хотел взять остров Меник в долгосрочную аренду на 99 лет, но бесплатную. В 1911г. просьба архимандрита Ионафана была удовлетворена: Трифоно -Печенгский монастырь передавал казне территорию у озера Княжьего. Взамен осенью 1911 года ему разрешили занять о. Меник. (См. ГАМО, ф. 87-и, on. 1, д. 22, л. 24-31, 46 об.). Ануфриев Д. А.: «8 декабря 1913 г. приезжавшим в монастырь лесничим Пе ченгского лесничества Реутовым была привезена бумага о фактически состо явшейся передаче казною Трифоно-Печенгскому монастырю во владение ост рова Меника. По этому случаю и для отвода выселяемому с острова Меника лопарю Косьме Летову другого ему земельного участка поехал туда 8 декабря лесничий Реутов, а на другой день, 9 декабря, в 12 ч. дня выехали на оле нях монашествующие послушники Иван Болотов, Федор Долговязое, Василий Куликов и другие трудники с оленыциками затем, чтобы взять построенную
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz