Печенга : опыт краеведеской энциклопедии : [А-Я] / авт.-сост. В. А. Мацак. - Мурманск : Просветительский центр "Доброхот", 2005. - 1006 с. : ил., фото.

303 ЛУОСТАРИ пения не налегает на вычурные, т. е. партесные песнопения, как нередко де­ лают другие руководители хоров... Приятно было встретить в школьном хоре подтверждение того взгляда, что красота и художественность пения —в про­ стоте пения, в том исполнении их, которое сообщает учащимся руководитель, прекрасно знающий свое дело... Приятно было видеть в школе отсутствие мертвящей дисциплины, требую­ щей от детей почти неподвижного сидения за партами, дозволяющей говорить детям только по вызову учителя. Это проявление формализма отсутствует в монастырской школе. Дети чувствуют себя свободно и легко, они подходят к учителю, обращаются к нему за разъяснениями и снова принимаются за свою работу... И дело идет свободно, легко, без ненужных потуг. Нет раб­ ского следования обычным дидактическим шаблонам, и в школе чувствуется легко, деланная серьезность в детях на уроках, которую заводят на своих за­ нятиях некоторые учащие, как явление искусственное, в монастырской школе изгнана. Все учащиеся пользуются столом и квартирой от монастыря, многие полу­ чают одежду и обувь. По замечанию о. архимандрита Ионафана, в школе делается опыт обу­ чения инородцев, причем впоследствии, при благоприятных обстоятельствах, предполагается дело обучения расширить. Монастырь не оставляет без внимания в деле обучения „годовиков" и дру­ гих трудников. Все желающие обучаются чтению и письму ежедневно по ве­ черам. В воскресные и праздничные дни в прекрасной по удобствам, помести­ тельности и чистоте аудитории производятся чтения и беседы, сопровожда­ ющиеся показыванием световых картин. Чтения и беседы ведутся учителем школы. Сколько полезных, интересных сведений сообщается тут присутству­ ющим, пришедшим в монастырь с разных концов России. Сколько материала для обогащения ума необходимыми сведениями, сколько интересных тем для взаимных бесед, которые ведут между собою трудники. Обладая большим за­ пасом сведений энциклопедического характера, приобретенных путем чтения, учебы и во время путешествий, лектор живо и интересно знакомит своих слу­ шателей с предметом, иллюстрируя свои пояснения картиной. Все слушают с большим интересом. .. .В 1908 г. исполнилось четыре года, с тех пор как в Трифоно-Печенгском монастыре... ведутся эти чтения для народа каждый праздничный и воскрес­ ный день, начиная с 1 сентября вплоть до праздника Св. Пасхи. Чтения ведутся по 6-ти отделам: 1) ...16 чтений религиозно-нравственного характера... Особый интерес представляет сказание о жизни преподобного Трифона и краткая история ос­ нованного им Печенгского монастыря, обязательно читаемое в дни памяти прп. Трифона 15 декабря и 1 февраля. 2) Отдел русской истории —10 чтений этого отдела знакомят слушателей с главнейшими событиями отечественной истории начиная с Владимира Свя­ того и кончая царствованием императора Александра II. 3) По отделу русской литературы предлагаются слушателям в 11 чтениях наиболее выдающиеся произведения русской словесности из сочинений наших великих писателей Пушкина, Гоголя, Крылова и др. 4) По отделу всеобщей и физической географии имеется 9 чтений, знако­ мящих слушателей с главнейшими местностями России, а также всей Европы и других частей света и с интересными явлениями природы. 5) По отделу естественной истории есть 3 чтения, знакомящих в многочис­ ленных картинах с океаном и его обитателями, царством животных и бабочек и, наконец, последний' 6) 6-й отдел заключает в себе 5 чтений против пьянства, в которых, в фор­ ме интересных назидательных рассказов, сообщается слушателям о вреде зло­ употребления спиртными напитками.

RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz