Печенга : опыт краеведеской энциклопедии : [А-Я] / авт.-сост. В. А. Мацак. - Мурманск : Просветительский центр "Доброхот", 2005. - 1006 с. : ил., фото.
303 ЛУОСТАРИ пения не налегает на вычурные, т. е. партесные песнопения, как нередко де лают другие руководители хоров... Приятно было встретить в школьном хоре подтверждение того взгляда, что красота и художественность пения —в про стоте пения, в том исполнении их, которое сообщает учащимся руководитель, прекрасно знающий свое дело... Приятно было видеть в школе отсутствие мертвящей дисциплины, требую щей от детей почти неподвижного сидения за партами, дозволяющей говорить детям только по вызову учителя. Это проявление формализма отсутствует в монастырской школе. Дети чувствуют себя свободно и легко, они подходят к учителю, обращаются к нему за разъяснениями и снова принимаются за свою работу... И дело идет свободно, легко, без ненужных потуг. Нет раб ского следования обычным дидактическим шаблонам, и в школе чувствуется легко, деланная серьезность в детях на уроках, которую заводят на своих за нятиях некоторые учащие, как явление искусственное, в монастырской школе изгнана. Все учащиеся пользуются столом и квартирой от монастыря, многие полу чают одежду и обувь. По замечанию о. архимандрита Ионафана, в школе делается опыт обу чения инородцев, причем впоследствии, при благоприятных обстоятельствах, предполагается дело обучения расширить. Монастырь не оставляет без внимания в деле обучения „годовиков" и дру гих трудников. Все желающие обучаются чтению и письму ежедневно по ве черам. В воскресные и праздничные дни в прекрасной по удобствам, помести тельности и чистоте аудитории производятся чтения и беседы, сопровожда ющиеся показыванием световых картин. Чтения и беседы ведутся учителем школы. Сколько полезных, интересных сведений сообщается тут присутству ющим, пришедшим в монастырь с разных концов России. Сколько материала для обогащения ума необходимыми сведениями, сколько интересных тем для взаимных бесед, которые ведут между собою трудники. Обладая большим за пасом сведений энциклопедического характера, приобретенных путем чтения, учебы и во время путешествий, лектор живо и интересно знакомит своих слу шателей с предметом, иллюстрируя свои пояснения картиной. Все слушают с большим интересом. .. .В 1908 г. исполнилось четыре года, с тех пор как в Трифоно-Печенгском монастыре... ведутся эти чтения для народа каждый праздничный и воскрес ный день, начиная с 1 сентября вплоть до праздника Св. Пасхи. Чтения ведутся по 6-ти отделам: 1) ...16 чтений религиозно-нравственного характера... Особый интерес представляет сказание о жизни преподобного Трифона и краткая история ос нованного им Печенгского монастыря, обязательно читаемое в дни памяти прп. Трифона 15 декабря и 1 февраля. 2) Отдел русской истории —10 чтений этого отдела знакомят слушателей с главнейшими событиями отечественной истории начиная с Владимира Свя того и кончая царствованием императора Александра II. 3) По отделу русской литературы предлагаются слушателям в 11 чтениях наиболее выдающиеся произведения русской словесности из сочинений наших великих писателей Пушкина, Гоголя, Крылова и др. 4) По отделу всеобщей и физической географии имеется 9 чтений, знако мящих слушателей с главнейшими местностями России, а также всей Европы и других частей света и с интересными явлениями природы. 5) По отделу естественной истории есть 3 чтения, знакомящих в многочис ленных картинах с океаном и его обитателями, царством животных и бабочек и, наконец, последний' 6) 6-й отдел заключает в себе 5 чтений против пьянства, в которых, в фор ме интересных назидательных рассказов, сообщается слушателям о вреде зло употребления спиртными напитками.
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz