Печенга : опыт краеведеской энциклопедии : [А-Я] / авт.-сост. В. А. Мацак. - Мурманск : Просветительский центр "Доброхот", 2005. - 1006 с. : ил., фото.

302 Рис. 112. Здание мона­ стырской школы с об­ щежитием для учени­ ков и читальным за­ лом. Верхний Трифоно- Печенгский монастырь. На заднем плане —ко­ ровник, гора Спаси­ тельная, нач. XX в. нят хорошо, на каждый предложенный вопрос дают толковый ответ, механизм русского и славянского чтения выработан почти у всех учащихся. Читая сво­ бодно, плавно и правильно по-русски и славянски, учащиеся довольно умело пересказывают прочитанное. Говоря об успехах учащихся в русском чтении, не должно забывать, что учащемуся приходилось преодолевать особенные за­ труднения при чтении статей из книги Одинцова и Богоявленского. < ...> Материал, находящийся в упомянутой книге, вообще труден для учеников инородцев, хотя он нелегко усвояется и в русских школах, как расположен­ ный без определённой системы, безусловно необходимой при обучении детей. Кроме того, в книге преобладают статьи описательного характера, нередко представляющие художественные описания природы, требующие большого уменья со стороны учителя, чтобы такие статьи были усвоены учащимися сознательно, а не механически. Говоря о своих занятиях с учениками, учи­ тель шутливо прибавил, указывая на книгу Одинцова и Богоявленского: „А статьи-то какие в ней,—право, они в пору юному гимназисту младших клас­ сов, а мы по ней учим инородцев". Письмо учащихся старшей группы чистое каллиграфическое, в орфографическом отношении может быть признано удо­ влетворительным. Труднее усвояется, по мнению г. Проташинского, учениками лопарями ма­ териал по арифметике. Учащему пришлось сделать интересное наблюдение о том, что отвлеченное мышление крайне затрудняет лопарей, тогда как все конкретное интересует их и они легко оперируют над тем, что видимо, ося­ заемо, что вообще воспринимается внешними чувствами. Иначе обстоит дело с пением. Ученики школы прекрасно поют, под управлением П. М. Федорова, большого знатока и умелого учителя пения. Мы слушали исполнение учащи­ мися церковных песнопений и гимнов, слушали и удивлялись: пели лопари, у которых, по общему мнению, нет даже своих песен, пение которых крайне однообразное, до тоски утомительное повторение каких-то нечленораздельных звуков, унылых, как вид мертвой тундры... Нам приходилось читать сужде­ ние обозревателя Севера о неспособности лопарей к пению, причем в под­ крепление своего взгляда автор ссылался на отсутствие у лопарей своего рода певческой традиции: не поют родители, не будут петь и дети, нет у лопарей необходимых следов в нервной системе, полученных от предков, поэтому ло­ пари вообще народ не музыкальный и т. п. Достигнутые в монастырской школе результаты говорят против приведённого взгляда. Заслуживает внимания, что учащиеся поют одинаково хорошо по нотам и без нот. Интересно, что учитель

RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz