Печенга : опыт краеведеской энциклопедии : [А-Я] / авт.-сост. В. А. Мацак. - Мурманск : Просветительский центр "Доброхот", 2005. - 1006 с. : ил., фото.
294 Рис. 101. Группа богомольцев «годови ков» во время визита в Трифоно-Печенгский монастырь архангель ского губернатора И. В. Сосновского. Фо то Я. И. Лейцингера, 1908 г. Рис. 102. Крест на месте упокоения преподобного Тифона Печенгского. На зад нем плане справа гора Спасительная. Фо то М. В. Борисенко, 2001 г. для русского зодчества, где оно, действуя самостоятельно, вполне обнаружило свою оригинальность и свое русское замышление о красоте Божьего храма". Шатровая форма церковного верха исключительно принадлежит таким храмам, в которых, при прямоугольном виде прирубных частей, главная часть устроялась —иногда от самого основания, чаще,—на меньшем или большем расстоянии от него —„округло", т. е. многоугольником —в 6, 8 и более углов, вследствие чего и самый шатёр, покрывавший эту часть, был шестиугольным, 8-угольным, или прямо круглым. Соблюдая точные размеры в пропорциях, такой многоугольник и покрывавший его шатёр наши предки возводили как можно выше, т. к. вообще любили высокие храмы и не жалели своих достатков и средств на их сооружение, с . . .> Чудные древнерусские храмы говорят внимательному наблюдателю о том светлом и прекрасном, что было на душе людей допетровской святой Руси. Их мистическое стремление к возвышенному, к небесному находило верное и прекрасное выражение в архитектуре шатровых церквей, которые, стремясь ввысь, к небу,—увлекали с собою и тех, кто их видел, кто к ним приближался. Искусство и красота, разлитые во всей их постройке, величаво высящейся
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz