Печенга : опыт краеведеской энциклопедии : [А-Я] / авт.-сост. В. А. Мацак. - Мурманск : Просветительский центр "Доброхот", 2005. - 1006 с. : ил., фото.

294 Рис. 101. Группа богомольцев «годови­ ков» во время визита в Трифоно-Печенгский монастырь архангель­ ского губернатора И. В. Сосновского. Фо­ то Я. И. Лейцингера, 1908 г. Рис. 102. Крест на месте упокоения преподобного Тифона Печенгского. На зад­ нем плане справа гора Спасительная. Фо­ то М. В. Борисенко, 2001 г. для русского зодчества, где оно, действуя самостоятельно, вполне обнаружило свою оригинальность и свое русское замышление о красоте Божьего храма". Шатровая форма церковного верха исключительно принадлежит таким храмам, в которых, при прямоугольном виде прирубных частей, главная часть устроялась —иногда от самого основания, чаще,—на меньшем или большем расстоянии от него —„округло", т. е. многоугольником —в 6, 8 и более углов, вследствие чего и самый шатёр, покрывавший эту часть, был шестиугольным, 8-угольным, или прямо круглым. Соблюдая точные размеры в пропорциях, такой многоугольник и покрывавший его шатёр наши предки возводили как можно выше, т. к. вообще любили высокие храмы и не жалели своих достатков и средств на их сооружение, с . . .> Чудные древнерусские храмы говорят внимательному наблюдателю о том светлом и прекрасном, что было на душе людей допетровской святой Руси. Их мистическое стремление к возвышенному, к небесному находило верное и прекрасное выражение в архитектуре шатровых церквей, которые, стремясь ввысь, к небу,—увлекали с собою и тех, кто их видел, кто к ним приближался. Искусство и красота, разлитые во всей их постройке, величаво высящейся

RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz