Печенга : опыт краеведеской энциклопедии : [А-Я] / авт.-сост. В. А. Мацак. - Мурманск : Просветительский центр "Доброхот", 2005. - 1006 с. : ил., фото.

293 ЛУОСТАРИ Рис. 97. Новая Сретенская церковь, пристроенная к древней (1707 г.). Фото Я. И. Лейцингера, 1908 г. (Из книги Корольков Н.Ф. Трифоно-Печенгский мона­ стырь. основанный прп.Трифоном..СПб. 1908) Рис. 98. Монахи и настоятель Трифо- но-Печенгского монастыря у трехпре­ стольного Сретенского храма, первая пол. XX в. Рис. 99. Купола Сретенско­ го храма. Верхний Трифоно- Печенгский монастырь (Юля- Луостари), к. XIX в. строены к старой Сретенской церкви, поставленной в 1707 году возле могилы прп. Трифона Печенгского. В самой церкви под спудом хранились его мощи. Здесь в древние времена была пусты­ ня и скитская церковь Успения Божьей Матери, недалеко находилась зимняя де­ ревня печенгских саамов, позднее назы­ ваемая Москова-кюля. Левый придел нового храма был освя­ щён в 1893 году в честь Успения Божьей Матери, а правый —в 1896 г. в честь Зо- симы и Савватия Соловецких. В окрестностях церкви —гора Спа­ сительная, у подножия которой бы­ ла пещера, где, по преданию, укрывал­ ся прп. Трифон Печенгский. Также мно­ го хозяйственных построек, церковно­ приходская школа, библиотека, общежи­ тие для учеников —саамских детей, мо­ нашеский братский корпус, гостиница. Многочисленные верующие паломни­ ки и туристы всегда посещали эти святые места. В 1908 году здесь побывало 1462 бо­ гомольца. Возле церкви проводились ярмарки в праздничные дни 1 и 2 фев­ раля и 15 декабря. Здание церкви разрушено во время Второй мировой войны в 1944 году. Монахи переселились в Финляндию. В настоящее время место упокоения прп. Трифона обозначено православ­ ным крестом. Ежегодно приезжает множество туристов, проводятся богослу­ жения». Рис. ІОО. Река Манна (Намайоки) в месте впа­ дения ее в р. Печенга. На заднем плане —Сретен­ ская церковь. Из книги Корольков Н.Ф. Трифоно-Печенгский монастырь, основан­ ный прп. Трифоном.. .—СПб. 1908 Сибирцев И.: «Самобытность, смелость и художественность своего замысла древнерусское зодчество выразило в том виде церковной архитектуры, которое обозначается в описях термином „вверх", и отличительной чертой которого являлось устройство покрытия „шатром". И. Е. Забелин: „Возделка шатровой формы храма составила то поприще

RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz