Печенга : опыт краеведеской энциклопедии : [А-Я] / авт.-сост. В. А. Мацак. - Мурманск : Просветительский центр "Доброхот", 2005. - 1006 с. : ил., фото.
293 ЛУОСТАРИ Рис. 97. Новая Сретенская церковь, пристроенная к древней (1707 г.). Фото Я. И. Лейцингера, 1908 г. (Из книги Корольков Н.Ф. Трифоно-Печенгский мона стырь. основанный прп.Трифоном..СПб. 1908) Рис. 98. Монахи и настоятель Трифо- но-Печенгского монастыря у трехпре стольного Сретенского храма, первая пол. XX в. Рис. 99. Купола Сретенско го храма. Верхний Трифоно- Печенгский монастырь (Юля- Луостари), к. XIX в. строены к старой Сретенской церкви, поставленной в 1707 году возле могилы прп. Трифона Печенгского. В самой церкви под спудом хранились его мощи. Здесь в древние времена была пусты ня и скитская церковь Успения Божьей Матери, недалеко находилась зимняя де ревня печенгских саамов, позднее назы ваемая Москова-кюля. Левый придел нового храма был освя щён в 1893 году в честь Успения Божьей Матери, а правый —в 1896 г. в честь Зо- симы и Савватия Соловецких. В окрестностях церкви —гора Спа сительная, у подножия которой бы ла пещера, где, по преданию, укрывал ся прп. Трифон Печенгский. Также мно го хозяйственных построек, церковно приходская школа, библиотека, общежи тие для учеников —саамских детей, мо нашеский братский корпус, гостиница. Многочисленные верующие паломни ки и туристы всегда посещали эти святые места. В 1908 году здесь побывало 1462 бо гомольца. Возле церкви проводились ярмарки в праздничные дни 1 и 2 фев раля и 15 декабря. Здание церкви разрушено во время Второй мировой войны в 1944 году. Монахи переселились в Финляндию. В настоящее время место упокоения прп. Трифона обозначено православ ным крестом. Ежегодно приезжает множество туристов, проводятся богослу жения». Рис. ІОО. Река Манна (Намайоки) в месте впа дения ее в р. Печенга. На заднем плане —Сретен ская церковь. Из книги Корольков Н.Ф. Трифоно-Печенгский монастырь, основан ный прп. Трифоном.. .—СПб. 1908 Сибирцев И.: «Самобытность, смелость и художественность своего замысла древнерусское зодчество выразило в том виде церковной архитектуры, которое обозначается в описях термином „вверх", и отличительной чертой которого являлось устройство покрытия „шатром". И. Е. Забелин: „Возделка шатровой формы храма составила то поприще
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz