Печенга : опыт краеведеской энциклопедии : [А-Я] / авт.-сост. В. А. Мацак. - Мурманск : Просветительский центр "Доброхот", 2005. - 1006 с. : ил., фото.
274 Лиинахамари. Дорога таким образом соединила Рованиеми и порт Лиинаха мари. Через каждые 25 км вдоль дороги были построены дорожные постоялые дворы. Сначала по дороге курсировали туристы. Затем началось оживление гру зопотока в связи с освоением месторождения медно-никелевых руд. Между „зимней" и Второй мировой войнами по дороге курсировало более 4000 грузо вых автомобилей. Перед Салмиярви дорога делала поворот направо в Колос йоки, далее продолжалась через Печенгские тундры как производственная дорога к месту добычи руды, а затем у Хаукилампи (Haukilampi) соединялась с большой шоссейной дорогой Яямерентие (Jaamerentie). Через несколько ки лометров после Салмиярви дорога ответвлялась налево вдоль берега Пазреки в Норвегию, через Борисоглебский. В 1937 г. через Пазреку был построен подвесной мост. Планы постройки здесь ГЭС были и у финнов. В годы Вто рой мировой войны Ледовая дорога соединилась с сетью дорог Норвегии. Ею пользовались немцы. Также по этой дороге в Киркенес вывозилась продукция завода в Колосйоки, а оттуда на морских судах экспортировалась в Герма нию». (Petsamon nikkeli. Taistelu metallista.—Helsinki, 1989.—S. 14, 15.) Строительство причалов в глубине бухты, где вершины высотой 90-100 м скалистыми уступами круто спускались в воды залива, потребовало специ ального проектирования. Рейд гавани был слишком глубоким. Первый при чал длиной 50 м был построен в 1931г. Он обслуживал Печенгское промыс ловое рыболовство, товарооборот и туристов. Он опирался на еловые сваи, закупленные в Норвегии. Остальная древесина для строительства приобре талась из государственных лесов в долине реки Паз. Причал был размещён в середине губы, невдалеке поднялись здания конторы порта и таможенный пункт. В том же году была готова Ледовая дорога(шоссе) (Jaamerentie —до рога к Ледовитому океану) длиной 531 км. Двумя годами позже построили причал Рыболовецкого акционерного общества Петсамо, главным пользовате лем которого было государство. В 1933 г. было построено туристическое судно «Jaameri». Оно регулярно с недельным интервалом курсировало в прибрежные поселения Рыбачьего полуострова и в Киркенес. Один раз в месяц осуществ лялось пароходное сообщение с норвежскими портами и Гамбургом. Через порт Лиинахамари осуществлялись разнообразные перевозки, в т. ч. с руд ника в Колосйоки. Со временем возникла необходимость расширения порта; работы проводились в 1938-1939 гг. и продолжились в 1940 г. За эти годы были построены 2 портовых причала, рыболовецкий причал, нефтехранили ще, док. Всего в Лиинахамари было 5 государственных и 2 частных причала общей длиной более 550 м. С началом «зимней» войны работы прекратились, годы расцвета прошли. Число портовых рабочих перед войной возросло до 1000 человек и более. Десант в Лиинахамари. Кабанов С. И.: «Из Главного морского штаба пришло в штаб флота указание: сформировать Печенгсгкую военно-морскую базу. Где? Конечно, не в Петса мо, а в Лиинахамари, в порту с пирсами, складом жидкого топлива, устрой ствами и коммуникациями для его приемки с танкеров и подачей на корабли с причалов, автотранспорту с раздаточных колонок. Командующий опасал ся, что фашисты разрушат порт, тем более, что в сентябре (1944 г.— В . М .) агентурная разведка и перебежчики сообщали о минировании всех объектов и зданий в порту. Не поднесут же они нам Лиинахамари на блюдечке...» (Поле боя —берег.—М., 1977,—С. 295.) «Лиинахамари. Бывшая военно-морская база фашистов. 12 октября 1944 г. восемь торпедных катеров и шесть „малых охотников" высадили здесь десант ный отряд майора И. А. Тимофеева.
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz