Печенга : опыт краеведеской энциклопедии : [А-Я] / авт.-сост. В. А. Мацак. - Мурманск : Просветительский центр "Доброхот", 2005. - 1006 с. : ил., фото.

273 ЛИИНАХАМАРИ Советское консульство в Петсамо начало свою деятельность с 1940 г., по­ сле «зимней» войны. В промежутке между «зимней» и Второй мировой войной (1940-1941 гг.) в здании отеля размещались в одно и то же время консуль­ ства СССР, Англии, Швеции и Германии. Затем Советское консульство пе­ реместилось в Парккина (см. Баркино). Эти консульства давали разрешения на перевозки и осуществляли контроль за наличием необходимых документов. Выполняли и другие, весьма разнообразные функции. Англия претендовала на право контроля за военными грузами из Германии в Финляндию. В каждом консульстве были официальные лица для осуществления контроля. Помимо контроля в самом порту, наблюдатели были рассредоточены на протяжении всей Ледовой дороги. Лиинахамари был ее конечным пунктом, отстоящим от Рованиеми на 531 км. Суда обычно ожидали разгрузки в порту Лиинахама­ ри; затем трудной и долгой дорогой на автомобилях, шедших в автоколоннах, грузы перевозились к месту назначения. В случае неправильного оформления документов грузы могли быть возвращены в порт. Отсюда, из Лиинахамари, круглый год было свободное сообщение со всеми морями мира. Этот путь был короче и дешевле, чем из портов, расположенных в южной части Финляндии. Возможности хранения грузов возрастали за счёт использования для этих целей самих судов, ошвартованных в порту, но не разгруженных. В зимнее время суда использовались как склады-хранилища: в январе-феврале 1941 го­ да стоящие в порту Лиинахамари суда имели на своем борту от 30000 до 40000 тонн различных грузов. В марте автоперевозки значительно возросли, увеличилось количество разгрузочной техники. Зимой 1941 года был получен 25-тонный кран. Кроме Финляндии, в эксплуатации порта были заинтересованы и многие другие страны, в т. ч. Швеция. Между Швецией и Финляндией 28.06.1940 г. было заключено соглашение о перевозках грузов для Швеции. Первые 100 гру­ зовых автомобилей «Вольво» (Volvo) пришли перед началом Второй мировой войны. Перевозки Швеции в обороте порта Лиинахамари составляли в 1940 г. 90%, а в 1941 г.—только 10%. Швеция оплачивала эксплуатацию дороги, стро­ ительство собственного причала, обеспечение сохранности грузов и др. услу­ ги. Интенсивность использования порта Лиинахамари возросла с марта 1941 г. Автоперевозки из Лиинахамари шли также и через Норвегию. В мае Акцио­ нерное общество получило для перевозок 3 автомобиля, через месяц их было уже 230, а в 1941г.—650. В 1941г. срочно были построены дополнитель­ ные семь причалов, общая протяжённость которых составила 530 м. Иногда на рейде порта скапливалось в ожидании разгрузки до 70 судов и 2000 авто­ машин с грузами из Лиинахамари в Рованиеми. Рыбоперерабатывающий завод перерабатывал на муку 100-1000 кг сельди и других рыбопродуктов в день. В годы Второй мировой войны в Лиинахамари размещался лагерь совет­ ских военнопленных. (См.: Makela P. Pitkoksilta pikiteille.—Jyvaskyla, 2000; Pohjanpalo J. Eilispaivan Petsamo.—Porvoo, 1970; Paasilinna E. Kaukana maailmasta.— Helsinki, 1984; Paasilinna E. Maailman kourissa.—Helsinki, 1983.) Autere E. & Liede J. (Аутере E., Лиеде И.): « .. .В 5 км от моря природа со­ здала прекрасную глубокую гавань. Гавань Лиинахамари. Ширина фарватера у входа в залив 1,5 км, глубина в устье залива 60 метров, в начале гавани — около 100 метров. Самая большая глубина 160 метров. По обеим сторонам фарватера возвышаются тундры около 300 м высоты. Общая длина бухты составляет 18 км. Океанский порт Лиинахамари был со­ здан в начале 30-х гг. 20 в. Гавань расширена в период с 1940 по 1941гг. До Лиинихамари не было шоссейной дороги. Она заканчивалась в Ивало. В 1931 г. было завершено строительство участка дороги в 240 км от Ивало до

RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz