Печенга : опыт краеведеской энциклопедии : [А-Я] / авт.-сост. В. А. Мацак. - Мурманск : Просветительский центр "Доброхот", 2005. - 1006 с. : ил., фото.
268 Рис. 84. Православ ный крест у сейда- покровителя рыболовов на берегу залива Ли инахамари. Со стро ительством рыбопере рабатывающего завода саамы-колтта утратили свои промысловые то ни. Фото Nyblin, 1937г. Об упомянутых тонях см.: Харузин Н.Н. Русские лопари,—М., 1890 — С. 433. Рыбоперерабатывающий завод Нордстрёма (Nordstr 0 m) был построен фин нами на том самом месте, где с глубокой древности в течение веков саамы Печенгского погоста (Peahtsam-siit’) занимались ловлей сёмги ярусом. В непо средственной близости от современного причала находился сейд —покрови тель рыболовства, которому саамы-колтта поклонялись (Kalaseitojen paikka; kala рыба; seita священный камень, сейд; paikka —место). Если улов был хорошим, то они «умащивали» сейд, смазывали его рыбьим жиром, а в случае неудачной рыбалки могли отхлестать. С принятием святого крещения саамы установили восьмиконечный православный крест вблизи сейда и сохранили традицию поклонения перед выходом на рыбную ловлю. Построенная финна ми дорога Яямерентие от Рованиеми до Лиинахамари заканчивалась прямо у подножия этого креста. Сейд , сейт (seita) (повсеместно) —«священный камень», «каменное божес тво» —предмет древнего саамского культа. Сейды сохранялись в виде необделанных камней, частей скал, преимущественно по берегам озёр и рек. «Покровители» охоты и рыболовства у древних саами. (Географический словарь Кольского полуострова. Т. 1.—Л , 1939 — С. 121.) Харузин Н. Н.: « . . .Сейды были обыкновенно не что иное, как простые кам ни, которым лопари поклонялись... Им приносили жертвы. Приносили им их для того, чтобы они способствовали хорошему улову, удачной охоте, давали хорошую погоду и т. п. Жертвоприношения совершались около самих сейдов. Само место, где стоял священный камень, считалось святым... .. .Вера в сейдов держалась почти до последнего времени, и точное указа ние местностей, где прежде приносились лопарями жертвы, служит достаточ ным доказательством того, что эти жертвоприношения на означенных местах прекратились сравнительно недавно. Следует отметить, что в этой борьбе ло пари также старались освятить своих сейдов, как они старались сделать это и с своими идолами. И мы также имеем указания, что стараясь примирить христианство с язычеством, лопари на сейдах, как и на идолах, жертвенною кровью чертили знамение креста». (Русские лопари.—М., 1890.) Сенкевич-Гудкова В. В.: «Сейд —сложное понятие саамской мифологии. Это дух, покровитель рыбной ловли и человеческого здоровья, брат какого-то язы ческого саамского бога. Kotiseutuyhdistys Rovaniemen totto RY-n kok.
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz