Печенга : опыт краеведеской энциклопедии : [А-Я] / авт.-сост. В. А. Мацак. - Мурманск : Просветительский центр "Доброхот", 2005. - 1006 с. : ил., фото.

268 Рис. 84. Православ­ ный крест у сейда- покровителя рыболовов на берегу залива Ли­ инахамари. Со стро­ ительством рыбопере­ рабатывающего завода саамы-колтта утратили свои промысловые то­ ни. Фото Nyblin, 1937г. Об упомянутых тонях см.: Харузин Н.Н. Русские лопари,—М., 1890 — С. 433. Рыбоперерабатывающий завод Нордстрёма (Nordstr 0 m) был построен фин­ нами на том самом месте, где с глубокой древности в течение веков саамы Печенгского погоста (Peahtsam-siit’) занимались ловлей сёмги ярусом. В непо­ средственной близости от современного причала находился сейд —покрови­ тель рыболовства, которому саамы-колтта поклонялись (Kalaseitojen paikka; kala рыба; seita священный камень, сейд; paikka —место). Если улов был хорошим, то они «умащивали» сейд, смазывали его рыбьим жиром, а в случае неудачной рыбалки могли отхлестать. С принятием святого крещения саамы установили восьмиконечный православный крест вблизи сейда и сохранили традицию поклонения перед выходом на рыбную ловлю. Построенная финна­ ми дорога Яямерентие от Рованиеми до Лиинахамари заканчивалась прямо у подножия этого креста. Сейд , сейт (seita) (повсеместно) —«священный камень», «каменное божес­ тво» —предмет древнего саамского культа. Сейды сохранялись в виде необделанных камней, частей скал, преимущественно по берегам озёр и рек. «Покровители» охоты и рыболовства у древних саами. (Географический словарь Кольского полуострова. Т. 1.—Л , 1939 — С. 121.) Харузин Н. Н.: « . . .Сейды были обыкновенно не что иное, как простые кам­ ни, которым лопари поклонялись... Им приносили жертвы. Приносили им их для того, чтобы они способствовали хорошему улову, удачной охоте, давали хорошую погоду и т. п. Жертвоприношения совершались около самих сейдов. Само место, где стоял священный камень, считалось святым... .. .Вера в сейдов держалась почти до последнего времени, и точное указа­ ние местностей, где прежде приносились лопарями жертвы, служит достаточ­ ным доказательством того, что эти жертвоприношения на означенных местах прекратились сравнительно недавно. Следует отметить, что в этой борьбе ло­ пари также старались освятить своих сейдов, как они старались сделать это и с своими идолами. И мы также имеем указания, что стараясь примирить христианство с язычеством, лопари на сейдах, как и на идолах, жертвенною кровью чертили знамение креста». (Русские лопари.—М., 1890.) Сенкевич-Гудкова В. В.: «Сейд —сложное понятие саамской мифологии. Это дух, покровитель рыбной ловли и человеческого здоровья, брат какого-то язы­ ческого саамского бога. Kotiseutuyhdistys Rovaniemen totto RY-n kok.

RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz