Печенга : опыт краеведеской энциклопедии : [А-Я] / авт.-сост. В. А. Мацак. - Мурманск : Просветительский центр "Доброхот", 2005. - 1006 с. : ил., фото.
267 л й и н а х А м а р и Рис. 82. Старые промысловые избушки и амбары саамов- колтта Печенгского погоста (из Моско- вакюля) на берегу залива Лиинахамари, нач. XX в. На месте рыбоперерабатывающего завода, у центрального причала в Лии нахамари прежде также была одна рыболовецкая тоня, но рыбную ловлю при шлось прекратить, когда в этом месте после завершения строительства тракта Рованиеми —Лиинахамари (1930 г.) был построен завод и один из причалов. В связи с утратой рыболовецких тонь в Лиинахамарском заливе саамы-колтта не получили никакого возмещения причиненного ущерба. За пределами залива Лиинахамари в старые времена рыбачили еще в двух известных местах, одно из которых называлось Аканкуру (Akankuru). Монахи ловили сёмгу ярусом в Лиинахамари на берегах, принадлежащих монастырю, вплоть до 1920 г. Монастырь использовал свои владения в Лии нахамари как базу и построил там свой причал и рыбохранилище. В русские времена рыбный улов продава ли рыбозакупщикам и часть его —монастырю. В 1920-1930 гг. продавали почти все Печенгско- му (Петсамскому) рыботорговому кооперативу. Небольшое количество улова продавали Лиина- хамарскому отелю (гостинице) и другим мелким покупателям. В каком-либо определённом месте всегда ры бачила и проживала одна саамская семья. На за падном берегу Печенгского залива по направ лению к его основанию, в деревне Вуонокю- ля (Vuonokyla) перед Паксуниеми, или Тол- стикка (русск. Толстый наволок) было три ры боловецких тони, где рыбачили и жили. В од ном из таких мест, которое называлось Каунис- кенття (Kauniskentta —красное, красивое место; площадка; поле), у Дармидона Ефремова были бревенчатая изба и бревенчатый амбар (aitta). (См. Н. Харузин, с. 433: „Тоня Красные Щелей- ки у Крутые пахты"). Неподалеку от него у потомков Павла Копы- това еще в 1930 г. был бревенчатый амбар (Харузин Н.: „Тоня на песчаном наволоке у Белой Щелейки".). В амбарах жили во время рыбного промысла, и в них же сохраняли зимой рыболовные принадлежности, снасти. На Толстом наволоке (Paksuniemi) в окрестностях Лиинахамари, была еще одна рыболовецкая тоня; на берегу залива Венениеми (Veneniemi —мыс Лодок, Лодейный мыс) —две (см. Островский Д. Н., с. 116)». (Petsamon kuvia.—Jyvaskyla, 1992,—S. 100, 101.) Рис. 83. Монах-рыбак за рабо той (в качестве грузила исполь зовались мешочки с песком). Фо то A. Hamalainen. SKMa
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz