Печенга : опыт краеведеской энциклопедии : [А-Я] / авт.-сост. В. А. Мацак. - Мурманск : Просветительский центр "Доброхот", 2005. - 1006 с. : ил., фото.

21 А к к в А а р аш Шенников А. А.: «На первой стадии развития храма во всей лесной зоне и се­ вернее ее для хранения идолов был приспособлен небольшой амбар на высо­ ких столбах, первоначально появившийся у таежных полукочевников охотни- чье-рыболовного типа, а затем распространившийся у полукочевых и кочевых охотников-рыболовов и оленеводов лесотундры и отчасти тундры. Такие амба­ ры ставились у мест стоянок на охотничьих тропах и на путях передвижения оленьих стад, в них хранились продовольствие и добыча. По этнографическим данным, эти амбары известны у саамов, манси, ненцев и др. То же самое было и у русских крестьян в подзоне тайги почти до наших дней, а несколько ранее —во всей лесной зоне. Русские называли охотничьи тропы „путиками", а амбары —„клетями" и некоторыми другими терминами, например, „лабаз". Амбары ставились на столбах в рост человека и выше, мелкие —на одном- двух, крупные —на четырех-шести (для защиты от грызунов). От более силь­ ных хищников —медведей и росомах —защищали массивные стены из бревен, пластин или толстых досок и такие же крыши. К двери амбара приставлялась лестница, а чтобы удобно было влезать с нее в амбар и особенно вылезать назад, перед дверью устраивалась лестничная площадка, с навесом над нею для защиты от снега и обледенения. Нет сведений о культовом использовании полукочевничьих и кочевничьих амбаров у саамов, возможно, в связи с более ранней христианизацией этого народа. Но у них прослеживаются все этапы эволюции —от примитивного жердяного помоста до амбара на столбах. Из свертка или мешка с продо­ вольствием, положенного на помост и обложенного для защиты от животных брёвнами, постепенно развивался сруб с крышей. И такой помост, еще без надстройки над ним в XVII в. служил для установки на нем идолов, которые в то время еще имелись у саамов (Scheffer J. Lappland.—Franckfurt-am-Mayn, 1675). Похоже, что они сначала ставили идолов на помост для охраны поло­ женного на него добра, а затем такой помост появился уже как специальное культовое сооружение на святилище. По мере развития амбара на помосте последний мог превратиться в амбар-храм (неизвестно, дошло ли до этого у саамов)». (О языческих храмах у восточных славян / / Язычество восточных славян.—Л., 1990.—С. 43-59.) Гемп К. П.: « . . .Отдельно от жилых и хозяйственных построек ставили амба­ ры и бани. В амбарах хранили зерно, промысловое оборудование. Стоят они край реки либо моря и на пригорках, и на угорах. <.. .> Амбар обычно приподнят над землей на массивные ножки или камни, под­ ложенные под углы. Стены его глухие, тоже массивные. У некоторые амбаров двойные двери —наружные сплошные и за ними внутренние решетчатые из строганых планок. Наличие внутренней двери позволяет хорошо проветривать амбар, если открыть дверь наружную». (Сказ о Беломорье.—Архангельск, 1983,—С. 38-39.) АЙТТУОАЙВИ, гора. К 3 от оз .Хириярви, у сев.-зап. берега оз. Хейняярви. Абс. выс. 282,7 м. а Названия Айттуярви и Айттуоайви путем транслитерации закреплены в рус­ ском языке, в письменной речи с финских Aitta’jarvi и Aitta’oaivi без измене­ ний. (с.): aihtt = (ф.): aitta = амбар. Доел.: Амбар(а)’озеро, Амбар(а)’гора. А й т т у я р в и , оз. В системе р .Печенга, к 3 от оз .Хириярви у сев. склона горы Айттуоайви. А к к в А а р а ш , гора, к юв от оз .Аккимоно.

RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz