Печенга : опыт краеведеской энциклопедии : [А-Я] / авт.-сост. В. А. Мацак. - Мурманск : Просветительский центр "Доброхот", 2005. - 1006 с. : ил., фото.
236 нас помор на промысел пойдет, как же о себе след для него не оставить» (Из записи в Поморской лоции). Но поводы для установки крестов были много численны и разнообразны. Этот крест (или кресты) могли установить и мо нахи, т. к. данная территория с 16 века находилась в вотчине Печенгского монастыря. Но в этом случае побудительные мотивы могли быть несколько иными, так же, как и в том случае, если бы крест установили саамы (см. ниже о традициях установки крестов у саамов). Топоним трехъязычный: русск. Крестовый мыс, саамск. Risti-njarga, Rist’njarg, Rist’muorr’njarg (Ристи’нярк, Ристи’муорр’нярк), финск. Ristiniem i(PHCTHHrieMH ). Вероятнее всего, авторами русскоязычного названия были или православ ные мореходы, или монахи. В первом случае, оно могло появиться намного раньше. Но в любом случае, саамское название не могло возникнуть ранее самого факта установки креста, а значит, и ранее русского названия. Ско рее всего, названия на русском и саамском языках могли возникнуть почти одновременно, но каждое из них оформлено по законам своего языка. Финское название —самое позднее по времени возникновения. Оно мог ло появиться не ранее середины 19 века, когда на Западный Мурман пере селились первые финские поселенцы. Финский топоним Ristiniemi является переводом (калькой) с русского Крестовый мыс. Топонимы, одним из компонентов которых является слово «крест», доволь но распространены на Севере. Крест обычно рубили из бревен; при установке его ориентировали строго по сторонам света, особенно если это был мореход ный знак. Крест располагали так, чтобы молившийся, встав лицом к надписи на кресте, оказался лицом к востоку. Концы перекладин креста указывали на правление с севера на юг. Кресты «по обетам» устанавливали или в том месте, где поморы взяли богатый улов, или чудом уцелели в бурю (в память Николаю Чудотворцу), или в каком-то другом месте, но с таким расчётом, чтобы крест был виден всем. Так появились кресты на вершинах гор, на побережье и т. п. В настоящее время наземные кресты стали большой редкостью. Их рушат и сжигают туристы, военнослужащие, геологи, не представляя себе ценности этих памятников культуры. Овсянников О.В. , ЧуковаТ .А .: «...Комплексное изучение натурного мате риала, записи бесед с поморами, письменные документы дают основание вы делить следующие группы поморских крестов на морском побережье: обетные (их большинство); поклонные; памятные (в память погибших поморов); над могильные; приметные (ставились для „приметы", на высоком месте, которое издалека видно. Другое их название —навигационные)...» (Северные деревянные кресты: (к вопросу о типологиии) / / Язычество восточных славян.—Л., 1990.—С. 60-76.) Беляев А. В.: «.. .Обетные —самая многочисленная группа крестов. Стави лись в благодарность Богу за выздоровление или спасения от стихийного бедствия. Они ставились и за богатый улов рыбы, удачную охоту. Строитель такого креста „оставлял" на нем свое имя, поэтому крест являлся в опреде лённой степени и памятным». (О крестах Севера России / / Наука и бизнес на Мурмане.—1997,— № 2(3).—С. 7-22,—(История и право.) «Основное жильё промышленников —становая изба —ставилась обязатель но в максимальной близости к судну. Для этого, обычно, выбирался мыс или возвышенная часть берега, с которого наблюдалось не только судно, но и был хороший обзор морской акватории. Это давало возможность наблюдений за открытым морем или за морским и припайным льдом. Кроме того, и это очень важно, проходившее мимо поморское судно других промышленников еще издали должно было заметить становую избу, чтобы прийти на помощь нуждающимся. Поэтому, соорудив становую избу с печкой-каменкой, нарами
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz