Печенга : опыт краеведеской энциклопедии : [А-Я] / авт.-сост. В. А. Мацак. - Мурманск : Просветительский центр "Доброхот", 2005. - 1006 с. : ил., фото.

236 нас помор на промысел пойдет, как же о себе след для него не оставить» (Из записи в Поморской лоции). Но поводы для установки крестов были много­ численны и разнообразны. Этот крест (или кресты) могли установить и мо­ нахи, т. к. данная территория с 16 века находилась в вотчине Печенгского монастыря. Но в этом случае побудительные мотивы могли быть несколько иными, так же, как и в том случае, если бы крест установили саамы (см. ниже о традициях установки крестов у саамов). Топоним трехъязычный: русск. Крестовый мыс, саамск. Risti-njarga, Rist’njarg, Rist’muorr’njarg (Ристи’нярк, Ристи’муорр’нярк), финск. Ristiniem i(PHCTHHrieMH ). Вероятнее всего, авторами русскоязычного названия были или православ­ ные мореходы, или монахи. В первом случае, оно могло появиться намного раньше. Но в любом случае, саамское название не могло возникнуть ранее самого факта установки креста, а значит, и ранее русского названия. Ско­ рее всего, названия на русском и саамском языках могли возникнуть почти одновременно, но каждое из них оформлено по законам своего языка. Финское название —самое позднее по времени возникновения. Оно мог­ ло появиться не ранее середины 19 века, когда на Западный Мурман пере­ селились первые финские поселенцы. Финский топоним Ristiniemi является переводом (калькой) с русского Крестовый мыс. Топонимы, одним из компонентов которых является слово «крест», доволь­ но распространены на Севере. Крест обычно рубили из бревен; при установке его ориентировали строго по сторонам света, особенно если это был мореход­ ный знак. Крест располагали так, чтобы молившийся, встав лицом к надписи на кресте, оказался лицом к востоку. Концы перекладин креста указывали на­ правление с севера на юг. Кресты «по обетам» устанавливали или в том месте, где поморы взяли богатый улов, или чудом уцелели в бурю (в память Николаю Чудотворцу), или в каком-то другом месте, но с таким расчётом, чтобы крест был виден всем. Так появились кресты на вершинах гор, на побережье и т. п. В настоящее время наземные кресты стали большой редкостью. Их рушат и сжигают туристы, военнослужащие, геологи, не представляя себе ценности этих памятников культуры. Овсянников О.В. , ЧуковаТ .А .: «...Комплексное изучение натурного мате­ риала, записи бесед с поморами, письменные документы дают основание вы­ делить следующие группы поморских крестов на морском побережье: обетные (их большинство); поклонные; памятные (в память погибших поморов); над­ могильные; приметные (ставились для „приметы", на высоком месте, которое издалека видно. Другое их название —навигационные)...» (Северные деревянные кресты: (к вопросу о типологиии) / / Язычество восточных славян.—Л., 1990.—С. 60-76.) Беляев А. В.: «.. .Обетные —самая многочисленная группа крестов. Стави­ лись в благодарность Богу за выздоровление или спасения от стихийного бедствия. Они ставились и за богатый улов рыбы, удачную охоту. Строитель такого креста „оставлял" на нем свое имя, поэтому крест являлся в опреде­ лённой степени и памятным». (О крестах Севера России / / Наука и бизнес на Мурмане.—1997,— № 2(3).—С. 7-22,—(История и право.) «Основное жильё промышленников —становая изба —ставилась обязатель­ но в максимальной близости к судну. Для этого, обычно, выбирался мыс или возвышенная часть берега, с которого наблюдалось не только судно, но и был хороший обзор морской акватории. Это давало возможность наблюдений за открытым морем или за морским и припайным льдом. Кроме того, и это очень важно, проходившее мимо поморское судно других промышленников еще издали должно было заметить становую избу, чтобы прийти на помощь нуждающимся. Поэтому, соорудив становую избу с печкой-каменкой, нарами

RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz