Печенга : опыт краеведеской энциклопедии : [А-Я] / авт.-сост. В. А. Мацак. - Мурманск : Просветительский центр "Доброхот", 2005. - 1006 с. : ил., фото.

223 КбНТИОЯРВИ сопряжённые... главным образом с медведем, по отношению к которому су­ ществовал целый, сильно развитый культ. Культ медведя вообще, как известно, не представляет редкости: в разных формах и в разных степенях развития он встречается почти у всех народов, в стране которых встречаются медведи. С постепенным развитием народа этот культ падает и исчезает, оставляя свои следы лишь в каком-нибудь суеверии либо в народных сказках. То же случилось и в Лапландии: если познакомить­ ся с представлениями о медведе современных лопарей некоторых погостов русской Лапландии, трудно себе представить, что когда-нибудь этот культ существовал. Вот почему и являются особенно ценными данные, которые со­ общают нам о почитании медведя. Сведения эти записаны в разных местностях Лапландии и в разное вре­ мя (17-18 и 19 вв.), что служит доказательством распространенности этого культа среди скандинавских лопарей, по крайней мере, и дает возможность проследить постепенный упадок этого культа. Что же касается русских лопа­ рей, то хотя мы и не имеем сведений о почитании среди них медведя и культе его,—мы все-таки можем с уверенностью сказать, что таковой культ был, хотя, быть может, с некоторыми изменениями сравнительно с культом среди лопарей скандинавских... .. .Лопари считали медведя за самое умное и понятливое из всех животных и приписывали ему даже сверхъестественные способности; так они полагали, что медведь может все слышать, что про него говорится, вследствие чего лопари и избегали говорить про него что-нибудь дурное или могущее быть медведю неприятным. Если они устраивали охоту на медведя, то они никогда не называли его по имени, чтобы медведь не узнал, что речь идет о нем. Также и в обыденной жизни они называли его либо ласкательными, либо почтительными именами; обыкновенно, впрочем, употребительное название, которое лопари давали медведю, было —дедушка, имя, которым лопари назы­ вают всякого, к кому питают уважение. По поводу медведя ходило в устах лопарей следующее предание: вскоре по сотворении мира Бог совершил путе­ шествие по земле лопарей, чтобы посмотреть, обстоит ли там все в порядке. Во время этого путешествия пришел он к болоту столь широкому и глубоко­ му, что Бог позвал волка и приказал ему перенести его через болото, но волк ответил, что он создан не Богом и поэтому служить ему не обязан. После этого пришел олень, Бог обратился к нему с той-же просьбой; олень ответил, что он сейчас голоден и поэтому ему некогда перевозить Бога. Медведь все это видел и, заметив затруднительное положение Бога, предложил ему сам свои услуги и перенес Бога через болото. За это Бог и наградил его, дав ему позволение во время самых холодных месяцев зимы наслаждаться спокойным сном; оленя Бог осудил на вечную, трудную работу и отдал его на произвол человека; волка он проклял и объявил его свободным. Обычай не называть медведя по имени, а стараться либо давать ему какое- нибудь прозвище, либо даже просто избегать разговоров про него, сохранился и до сих пор среди некоторых кольских лопарей, с . . .> .. .Вырыли две большие ямы, в которые и были погружены останки обоих медведей; клали куски в порядке: сначала голову, затем шею, передние лапы и т.д., затем тотчас же их закопали... Считая медведя животным сверхъ­ естественным. .. лопари верят, что он воскреснет. Если он увидит, что он по­ гребен как следует, то он, довольный выраженным ему почтением, позволит себе убить его еще раз тем же лопарям без всякой опасности для послед­ него; в противном же случае медведи сочтут своей обязанностью отомстить непочтительному лопарю за его неуважительное отношение к телу одного из медведей, и рано или поздно месть эта постигнет такого лопаря. .. .Что медведь и в представлениях русских лопарей считается зверем сверхъестественным доказывается достаточно и представлением о нем, как звере, который возит солнце, так и тем, что в некоторых местностях его опа-

RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz