Печенга : опыт краеведеской энциклопедии : [А-Я] / авт.-сост. В. А. Мацак. - Мурманск : Просветительский центр "Доброхот", 2005. - 1006 с. : ил., фото.
223 КбНТИОЯРВИ сопряжённые... главным образом с медведем, по отношению к которому су ществовал целый, сильно развитый культ. Культ медведя вообще, как известно, не представляет редкости: в разных формах и в разных степенях развития он встречается почти у всех народов, в стране которых встречаются медведи. С постепенным развитием народа этот культ падает и исчезает, оставляя свои следы лишь в каком-нибудь суеверии либо в народных сказках. То же случилось и в Лапландии: если познакомить ся с представлениями о медведе современных лопарей некоторых погостов русской Лапландии, трудно себе представить, что когда-нибудь этот культ существовал. Вот почему и являются особенно ценными данные, которые со общают нам о почитании медведя. Сведения эти записаны в разных местностях Лапландии и в разное вре мя (17-18 и 19 вв.), что служит доказательством распространенности этого культа среди скандинавских лопарей, по крайней мере, и дает возможность проследить постепенный упадок этого культа. Что же касается русских лопа рей, то хотя мы и не имеем сведений о почитании среди них медведя и культе его,—мы все-таки можем с уверенностью сказать, что таковой культ был, хотя, быть может, с некоторыми изменениями сравнительно с культом среди лопарей скандинавских... .. .Лопари считали медведя за самое умное и понятливое из всех животных и приписывали ему даже сверхъестественные способности; так они полагали, что медведь может все слышать, что про него говорится, вследствие чего лопари и избегали говорить про него что-нибудь дурное или могущее быть медведю неприятным. Если они устраивали охоту на медведя, то они никогда не называли его по имени, чтобы медведь не узнал, что речь идет о нем. Также и в обыденной жизни они называли его либо ласкательными, либо почтительными именами; обыкновенно, впрочем, употребительное название, которое лопари давали медведю, было —дедушка, имя, которым лопари назы вают всякого, к кому питают уважение. По поводу медведя ходило в устах лопарей следующее предание: вскоре по сотворении мира Бог совершил путе шествие по земле лопарей, чтобы посмотреть, обстоит ли там все в порядке. Во время этого путешествия пришел он к болоту столь широкому и глубоко му, что Бог позвал волка и приказал ему перенести его через болото, но волк ответил, что он создан не Богом и поэтому служить ему не обязан. После этого пришел олень, Бог обратился к нему с той-же просьбой; олень ответил, что он сейчас голоден и поэтому ему некогда перевозить Бога. Медведь все это видел и, заметив затруднительное положение Бога, предложил ему сам свои услуги и перенес Бога через болото. За это Бог и наградил его, дав ему позволение во время самых холодных месяцев зимы наслаждаться спокойным сном; оленя Бог осудил на вечную, трудную работу и отдал его на произвол человека; волка он проклял и объявил его свободным. Обычай не называть медведя по имени, а стараться либо давать ему какое- нибудь прозвище, либо даже просто избегать разговоров про него, сохранился и до сих пор среди некоторых кольских лопарей, с . . .> .. .Вырыли две большие ямы, в которые и были погружены останки обоих медведей; клали куски в порядке: сначала голову, затем шею, передние лапы и т.д., затем тотчас же их закопали... Считая медведя животным сверхъ естественным. .. лопари верят, что он воскреснет. Если он увидит, что он по гребен как следует, то он, довольный выраженным ему почтением, позволит себе убить его еще раз тем же лопарям без всякой опасности для послед него; в противном же случае медведи сочтут своей обязанностью отомстить непочтительному лопарю за его неуважительное отношение к телу одного из медведей, и рано или поздно месть эта постигнет такого лопаря. .. .Что медведь и в представлениях русских лопарей считается зверем сверхъестественным доказывается достаточно и представлением о нем, как звере, который возит солнце, так и тем, что в некоторых местностях его опа-
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz