Печенга : опыт краеведеской энциклопедии : [А-Я] / авт.-сост. В. А. Мацак. - Мурманск : Просветительский центр "Доброхот", 2005. - 1006 с. : ил., фото.
220 церковь, при которой тогда же был учрежден постоянный причт. Потом воз никла мысль об основании для пограничных лопарей церковно-приходской школы. В 1887 году, по сношению Министерства Иностранных Дел с обер- прокурором Св. Синода, мысль о постройке школы получила осуществление. Школу решено построить в зимнем лопарском погосте, верстах в 40 от погра ничной церкви Свв. Бориса и Глеба, на берегу реки Колос-Йоки, впадающей в Кучь-озеро, которое, в свою очередь, широкою струей соединяется с рекой Пазой“ . Нельзя не отнестись с особенным сочувствием к тому, что место для школы было выбрано, именно, в лопарском зимнем погосте, а не около церк ви. Представляя большие неудобства для преподавателя, которому приходится ехать так далеко для обучения лопарей, близость школы к погосту имеет для лопарей огромное преимущество. Им не приходится тратить на содержание детей в чужой стороне, вдали от себя, что приходилось неизбежно делать тем немногим родителям-лопарям, которые имели возможность отдавать сво их детей в школу. Таким образом те препятствия, которые тормозили дело распространения грамотности среди лопарей, уничтожены постройкой школы при погосте. Лопари, кочующие в продолжение весны, лета и осени с одной рыболовной тони на другую, живут зимой оседло в так называемых, зимних погостах, следовательно, имеют своих детей, обучающихся в школе, всегда на глазах у себя. Это выгодное положение школы тотчас же сказалось на ко личестве учеников: в настоящее время в этой школе помещается 17 детей от 8 до 14-летнего возраста (мальчиков и девочек). Огромный процент для Ла пландии, в особенности, если принять во внимание, что ученики приходят из Пазрецкого погоста... с . . .> Дело образования стояло еще хуже до последнего времени, чем де ло проповеди. Если первые семена просвещения при помощи переведённых молитв и, по преданиям, даже книг, посеяны были просветителями лопарей прпп. Трифоном и Феодоритом, то они давно уже успели заглохнуть совсем в продолжение трех веков, в которые для просвещения лопарей ничего не де лалось. Действительно, в Коле существовала и существует школа, в которой обучаются дети колян и в которую имеют доступ и дети лопарей. Но неохотно отдают лопари своих детей в школу и не оттого, чтобы они чурались грамот ности, а вследствие того, что кольская школа слишком отдалена от лопарских погостов, если не считать Кильдинского, самого близкого к Коле, отстоящего от нее в 13-ти верстах,—и оттого, что, оставив своего сына в Коле, лопарь должен платить за его содержание, что обременительно ложится на посто янно бедствующего и бьющегося в долгах лопаря. Бывало так, что в школе училось один или два лопарских мальчика; не всегда и это незначительное число учеников из лопарей заканчивало курс. По сведениям Дергачева за период от 1857-1867 г. обучалось грамоте в школе г. Колы всего лишь 3 мальчика и одна девочка. Одним словом, Кольская школа для лопарей имела очень мало значения и если, быть мо жет, и принесла пользу нескольким лопарским детям, посещавшим ее, то эта польза распространялась на такое незначительное число лопарских детей, что никакого значения на распространение грамотности она иметь не могла. < ...> Нельзя искренно не приветствовать новую эру, которая, благодаря устройству школ возникла в Лапландии». (Русские лопари.—М., 1890,—С. 70, 71.) Островский Д. Н.: «Из Пазреки в Печенгу... от церкви Бориса и Глеба вверх по реке Пазе до Чалмо озера... путник... отправляется с лопарями через большой сосновый лес к зимнему лопарскому погосту на р. Колосйоки. Здесь в 1888 г. выстроена лопарская церковно-приходская школа». (Путеводитель по Северу России,—2-е изд.—СПб., 1899.—С. 114.) КОЛОСЙОКИ, нп. См. Никель , пгт.
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz