Печенга : опыт краеведеской энциклопедии : [А-Я] / авт.-сост. В. А. Мацак. - Мурманск : Просветительский центр "Доброхот", 2005. - 1006 с. : ил., фото.

220 церковь, при которой тогда же был учрежден постоянный причт. Потом воз­ никла мысль об основании для пограничных лопарей церковно-приходской школы. В 1887 году, по сношению Министерства Иностранных Дел с обер- прокурором Св. Синода, мысль о постройке школы получила осуществление. Школу решено построить в зимнем лопарском погосте, верстах в 40 от погра­ ничной церкви Свв. Бориса и Глеба, на берегу реки Колос-Йоки, впадающей в Кучь-озеро, которое, в свою очередь, широкою струей соединяется с рекой Пазой“ . Нельзя не отнестись с особенным сочувствием к тому, что место для школы было выбрано, именно, в лопарском зимнем погосте, а не около церк­ ви. Представляя большие неудобства для преподавателя, которому приходится ехать так далеко для обучения лопарей, близость школы к погосту имеет для лопарей огромное преимущество. Им не приходится тратить на содержание детей в чужой стороне, вдали от себя, что приходилось неизбежно делать тем немногим родителям-лопарям, которые имели возможность отдавать сво­ их детей в школу. Таким образом те препятствия, которые тормозили дело распространения грамотности среди лопарей, уничтожены постройкой школы при погосте. Лопари, кочующие в продолжение весны, лета и осени с одной рыболовной тони на другую, живут зимой оседло в так называемых, зимних погостах, следовательно, имеют своих детей, обучающихся в школе, всегда на глазах у себя. Это выгодное положение школы тотчас же сказалось на ко­ личестве учеников: в настоящее время в этой школе помещается 17 детей от 8 до 14-летнего возраста (мальчиков и девочек). Огромный процент для Ла­ пландии, в особенности, если принять во внимание, что ученики приходят из Пазрецкого погоста... с . . .> Дело образования стояло еще хуже до последнего времени, чем де­ ло проповеди. Если первые семена просвещения при помощи переведённых молитв и, по преданиям, даже книг, посеяны были просветителями лопарей прпп. Трифоном и Феодоритом, то они давно уже успели заглохнуть совсем в продолжение трех веков, в которые для просвещения лопарей ничего не де­ лалось. Действительно, в Коле существовала и существует школа, в которой обучаются дети колян и в которую имеют доступ и дети лопарей. Но неохотно отдают лопари своих детей в школу и не оттого, чтобы они чурались грамот­ ности, а вследствие того, что кольская школа слишком отдалена от лопарских погостов, если не считать Кильдинского, самого близкого к Коле, отстоящего от нее в 13-ти верстах,—и оттого, что, оставив своего сына в Коле, лопарь должен платить за его содержание, что обременительно ложится на посто­ янно бедствующего и бьющегося в долгах лопаря. Бывало так, что в школе училось один или два лопарских мальчика; не всегда и это незначительное число учеников из лопарей заканчивало курс. По сведениям Дергачева за период от 1857-1867 г. обучалось грамоте в школе г. Колы всего лишь 3 мальчика и одна девочка. Одним словом, Кольская школа для лопарей имела очень мало значения и если, быть мо­ жет, и принесла пользу нескольким лопарским детям, посещавшим ее, то эта польза распространялась на такое незначительное число лопарских детей, что никакого значения на распространение грамотности она иметь не могла. < ...> Нельзя искренно не приветствовать новую эру, которая, благодаря устройству школ возникла в Лапландии». (Русские лопари.—М., 1890,—С. 70, 71.) Островский Д. Н.: «Из Пазреки в Печенгу... от церкви Бориса и Глеба вверх по реке Пазе до Чалмо озера... путник... отправляется с лопарями через большой сосновый лес к зимнему лопарскому погосту на р. Колосйоки. Здесь в 1888 г. выстроена лопарская церковно-приходская школа». (Путеводитель по Северу России,—2-е изд.—СПб., 1899.—С. 114.) КОЛОСЙОКИ, нп. См. Никель , пгт.

RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz