Печенга : опыт краеведеской энциклопедии : [А-Я] / авт.-сост. В. А. Мацак. - Мурманск : Просветительский центр "Доброхот", 2005. - 1006 с. : ил., фото.
219 колосйбки .. .Солнцева дочь была родоначальницей „сыновей солнца", из которых ге рой эпоса о „солнцевых сыновьях" —сделался родоначальником богатырей — „Колла-парнэ", т. е. „богатырских сыновей'1; они оказываются изобретателя ми лыж и также приручают оленей. Их именем лопари называли некоторые созвездия; ... потомство дочери великана и сына солнца распространяется в Швецию, в русские пределы и на юг...» (Русские лопари.—М., 1890.—С. 346-348.) Сенкевич-Гудкова В. В.: «К мифологическому пласту саамской топонимики мы относим названия рек, озёр, заливов, мысов и гор, которые названы име нами саамских богатырей или происхождение которых связано с отдельными эпизодами из саамского эпоса, чаще всего из эпического цикла о сыновьях солнца... Т. Итконен... исследуя вопрос о саамских сагах, о сыновьях солн ца, представленных в саамском фольклоре... установил, что эпос о сыновьях солнца широко отражён в топонимике района, в котором живут саамы, гово рящие на саамском инари диалекте... У саамов Кольского полуострова эпические песни о сыновьях солнца (peiv’parn’e) превратились в сказки, которые всего полнее сохранились у са мых западных нотозерских саамов, непосредственных соседей инарских...» (Фольклорные мотивы в саамской топонимике Кольского полуострова / / Ученые записки Карел.-пед. ин-та.—Петрозаводск, 1964.—Т. XVI.— С. 160, 161.) Holmberg-Harva U. (Холмберг-Харва У.): «...Груда оленьих рогов была вдоль по течению реки Колосйоки, впадающей в озеро Куэтсъярви. .. Нет сведений о том, было ли это простым нагромождением рогов или местом жертвоприношения оленей для задабривания подземных обитателей». (Petsamonmaan kolttain pyhat paikat / / MFSOuLVIII.—Helsinki, 1928.— S. 23.) Школа в зимнем погосте на р. Колосйоки. Харузин Н .Н.: «Более удачной оказалась попытка, сделанная о. Константи ном Щеколдиным в деле обучения лопарей в Пазрецком погосте : с начала 1886 г. о. Константин Щеколдин „решился по звуковому способу выучить ло парских детей самым употребительным молитвам, чтобы они их правильно читали и пели; он при каждом удобном случае собирал детей в одно место, произносил слова молитвы —дети повторяли вслед... Дети учили с большим вниманием, и всех детей теперь (в 1886 г.) в Пазрецком погосте, которые зна ют молитвы, 24 человека. Они, выучив молитвы, обучают и взрослых. С изу чением молитв, дети приучаемы были и к пению", (см. „Гражданин", 1886, № 77). Этой последней попытке, к счастью, не суждено было заглохнуть, так как через два года после этого на Пазреке возникает уже лопарская школа. Заимствуем из „Московских ведомостей" (1889 г., № 70) сведения о вновь открывающихся школах в пределах лопарской земли. 8 февраля 1888 г. на стоятелем русской православной церкви Св. Бориса и Глеба, священником этой пограничной церкви о. Константином Щеколдиным „совместно со стро ителем Печенгского монастыря, иеромонахом Никандром, была освящена, построенная по распоряжению обер-прокурора Святейшего Синода, первая церковно-приходская школа для детей Пазрецкого лопарского погоста". Эта церковь, постройка которой относится ко времени препод. Трифона, находит ся на р. Пазе, служащей русской границей с Норвегией; церковь бедная, по чти разрушенная сохранилась до настоящего времени. „В 1870 году посетил полярные страны и, вместе с тем, Пазреку Его Императорское Высочество Великий Князь Алексей Александрович. Он был поражен убогим видом стоя щего на самой границе иностранного государства, ветхого храма, построенно го 300 лет назад руками лопарского апостола, преп. Трифона. По настоянию Великого Князя, рядом с этим ветхим храмом была сооружена прекрасная
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz