Печенга : опыт краеведеской энциклопедии : [А-Я] / авт.-сост. В. А. Мацак. - Мурманск : Просветительский центр "Доброхот", 2005. - 1006 с. : ил., фото.

219 колосйбки .. .Солнцева дочь была родоначальницей „сыновей солнца", из которых ге­ рой эпоса о „солнцевых сыновьях" —сделался родоначальником богатырей — „Колла-парнэ", т. е. „богатырских сыновей'1; они оказываются изобретателя­ ми лыж и также приручают оленей. Их именем лопари называли некоторые созвездия; ... потомство дочери великана и сына солнца распространяется в Швецию, в русские пределы и на юг...» (Русские лопари.—М., 1890.—С. 346-348.) Сенкевич-Гудкова В. В.: «К мифологическому пласту саамской топонимики мы относим названия рек, озёр, заливов, мысов и гор, которые названы име­ нами саамских богатырей или происхождение которых связано с отдельными эпизодами из саамского эпоса, чаще всего из эпического цикла о сыновьях солнца... Т. Итконен... исследуя вопрос о саамских сагах, о сыновьях солн­ ца, представленных в саамском фольклоре... установил, что эпос о сыновьях солнца широко отражён в топонимике района, в котором живут саамы, гово­ рящие на саамском инари диалекте... У саамов Кольского полуострова эпические песни о сыновьях солнца (peiv’parn’e) превратились в сказки, которые всего полнее сохранились у са­ мых западных нотозерских саамов, непосредственных соседей инарских...» (Фольклорные мотивы в саамской топонимике Кольского полуострова / / Ученые записки Карел.-пед. ин-та.—Петрозаводск, 1964.—Т. XVI.— С. 160, 161.) Holmberg-Harva U. (Холмберг-Харва У.): «...Груда оленьих рогов была вдоль по течению реки Колосйоки, впадающей в озеро Куэтсъярви. .. Нет сведений о том, было ли это простым нагромождением рогов или местом жертвоприношения оленей для задабривания подземных обитателей». (Petsamonmaan kolttain pyhat paikat / / MFSOuLVIII.—Helsinki, 1928.— S. 23.) Школа в зимнем погосте на р. Колосйоки. Харузин Н .Н.: «Более удачной оказалась попытка, сделанная о. Константи­ ном Щеколдиным в деле обучения лопарей в Пазрецком погосте : с начала 1886 г. о. Константин Щеколдин „решился по звуковому способу выучить ло­ парских детей самым употребительным молитвам, чтобы они их правильно читали и пели; он при каждом удобном случае собирал детей в одно место, произносил слова молитвы —дети повторяли вслед... Дети учили с большим вниманием, и всех детей теперь (в 1886 г.) в Пазрецком погосте, которые зна­ ют молитвы, 24 человека. Они, выучив молитвы, обучают и взрослых. С изу­ чением молитв, дети приучаемы были и к пению", (см. „Гражданин", 1886, № 77). Этой последней попытке, к счастью, не суждено было заглохнуть, так как через два года после этого на Пазреке возникает уже лопарская школа. Заимствуем из „Московских ведомостей" (1889 г., № 70) сведения о вновь открывающихся школах в пределах лопарской земли. 8 февраля 1888 г. на­ стоятелем русской православной церкви Св. Бориса и Глеба, священником этой пограничной церкви о. Константином Щеколдиным „совместно со стро­ ителем Печенгского монастыря, иеромонахом Никандром, была освящена, построенная по распоряжению обер-прокурора Святейшего Синода, первая церковно-приходская школа для детей Пазрецкого лопарского погоста". Эта церковь, постройка которой относится ко времени препод. Трифона, находит­ ся на р. Пазе, служащей русской границей с Норвегией; церковь бедная, по­ чти разрушенная сохранилась до настоящего времени. „В 1870 году посетил полярные страны и, вместе с тем, Пазреку Его Императорское Высочество Великий Князь Алексей Александрович. Он был поражен убогим видом стоя­ щего на самой границе иностранного государства, ветхого храма, построенно­ го 300 лет назад руками лопарского апостола, преп. Трифона. По настоянию Великого Князя, рядом с этим ветхим храмом была сооружена прекрасная

RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz