Печенга : опыт краеведеской энциклопедии : [А-Я] / авт.-сост. В. А. Мацак. - Мурманск : Просветительский центр "Доброхот", 2005. - 1006 с. : ил., фото.

218 Этимология названий толкательной (kalhu, sivakka, paljainen) и скользящей (suksi, lyly) лыж по данным лингвистической географии и древних рун и ис­ следование типов лыж указывает на то, что эта техника ходьбы зародилась близ Ботнического залива. Техника хождения на непарных лыжах весьма своеобразна. Оно эффективно на жестком снегу, при длинных расстояниях на ровной открытой местности, а также для гона по насту крупной дичи — лося, оленя, медведя. Дольше всего непарные лыжи были в употреблении на промысловых угодьях, расположенных близ границы оседлых поселений Фенноскандии. При этом они имели очень малое распространение у финских лопарей, ведших полукочевой образ жизни и охотничье-рыболовецкое хозяй­ ство, а кольскими лопарями вообще не использовались. Вполне серьезно нужно отнестись к возможности, что эта техника сколь­ жения возникла в связи с охотой на тюленя, при которой передвигались по льду, скользя на одной планке —полозе и отталкиваясь другой ногой». (Ранние лопарско-финские контакты. Из этнической истории финских племён / / Финно-угорский сборник,—М., 1982.—С. 66-74.) Чарнолуский В .В .: «...Ручные олени приучены ходить „под ташкой", т.е. под вьючным седлом. Именно на них летом и осенью перевозит лопарь свое имущество с одного места на другое. В ручные олени выбираются самые „смиренные", „умные", осторожные и сильные быки с хорошо развитыми передними ногами. Они должны быть „ступкими", т. е. очень устойчиво шагающими по камням и горам. Лопари убеждены, что иному умному оленю можно больше доверять, чем глупому человеку. Таким быкам лопари вверяют перевозку грудных детей и кошек. Помимо собственного имени их ласкательно называют kales — старик». (Заметки о пастьбе и организации стада у лопарей / / Кольский сб.: Тр. антрополого-этногр. отряда Кольской экспедиции,— Л., 1930.— С. 53, 54,—(Материалы комиссии экспедиц. исследований; Вып. 23. Сер. Северная.) Семенов-Тян-Шанский О. И.: «Колыса-йок (от куолмас —сосновый луб, пе­ ревод саама Ф. И. Герасимова)». (Живая Арктика, № 1,—2004,—С. 44.) Харузин Н. Н.: «.. .верования в солнце, в сполохи и т. д. остались —остались, следовательно, и сказания, к ним относящиеся, хотя за несколько веков сво­ его существования они и потерпели болыиия изменения. К таким относятся эпос о сыновьях солнца и солнцевой дочери; эпос о сыне солнца имеет сле­ дующее содержание: он отправляется свататься в страну великанов, далеко, в западные страны. Придя туда, он встречается с девушкой, дочерью одного слепого великана; она влюбляется в пришельца и соглашается выйти за него замуж; отец не иначе, однако, соглашается на брак, как под условием, чтобы юноша показал ему свою силу; тогда, с помощью дочери великана, он прино­ сит якорь и, подавая слепому великану якорный крючок, уверяет, что это его палец. При помощи хмельных напитков удается убедить старика выдать за него замуж свою дочь; они уезжают и отец дает в приданое за дочь скалы из золота и серебра. После их отъезда возвращаются братья уехавшей и в зло­ бе, что „гордость дома" уехала без их согласия, принимаются преследовать уехавших; они садятся в лодку, усиленно гребут и почти настигают новобрач­ ных. Но сестра их, чтобы спастись самой и спасти мужа, развязывает три волшебных узла, вследствие чего поднимается такой сильный ветер и буря, что преследователи терпят крушение о береговые скалы, и сами обращаются в камни. Жена сына солнца из великанши превращается в обыкновенного человека; от этого брака происходит поколение богатырей, которое носит на­ звание Колла-парнешь (сыновья калевы, финнов и эстов), которые изобретают лыжи и приручают оленей...

RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz