Печенга : опыт краеведеской энциклопедии : [А-Я] / авт.-сост. В. А. Мацак. - Мурманск : Просветительский центр "Доброхот", 2005. - 1006 с. : ил., фото.
189 КЁКУРСКАЯ непосредственную торговлю с Англией. С течением времени английские ко рабли кроме корельского устья Северной Двины стали приходить и в другие места Северного русского побережья. Голландцы же около 1577 г. проникли в Северную Двину. .. .По военным обстоятельствам и политическим соображениям Москов ское правительство решило закрыть Мурманские „пристанища" и сосредото чить иноземную торговлю в одной только гавани одинаково для всех наций — Двинское устье, где в 1583-1584гг. был построен Архангельск...» (Очерки по истории колонизации Севера и Сибири.—Пг., 1922.— Вып. І-ІІ.) Вальдман К. Н.: «.. .Если историко-географа заинтересует Мурманский берег Кольского полуострова и его заселенность в XVI в., то он прежде всего об ратится к историческим картам и атласам и найдет два населённых пункта — Колу (Кольский острог) и Печенгу (Печенгский монастырь). Нами были просмотрены 34 русские и советские исторические карты, вы шедшие отдельными изданиями (учебные) в приложении к книгам или вклю ченные в исторические атласы —от Атласа И. Ахматова до учебной карты „Образование русского централизованного многонационального государства", 1:2500000, М., 1962. Кола (Кольский острог) отмечена на 15 картах, а Печен га (Печенгский монастырь) —на десяти. В лучших иностранных исторических атласах Кольский п-ов в XVI веке оказался изображенным на 14 картах, Кола указана 8 раз, а Печенга встре чается только 2 раза. Самым ранним и самым новым из просмотренных ино странных атласов были соответственно атласы 1817 г. и 1962 г. Указывая на Мурманском берегу только два населённых пункта, истори ческие карты обедняют эту часть Кольского п-ова, которая в XVI в. уже была важным районом рыбного и зверобойного промысла. Здесь существовал ряд промысловых становищ и гаваней и велась торговля с иностранными купцами. Цель нашего исследования —научно обосновать необходимость указывать на исторических картах России в XVI в. на северном берегу Кольского п-ова, кроме Печенги и Колы, третий важный пункт —Кегор (Вайда-Губа). Кегор является одним из звеньев в цепи открытий, связанных с поисками северо-восточного прохода в Китай. Первым смелую мысль о возможности до стигнуть Северным морским путем Китая высказал в 20-х гг. XVI в. Дмитрий Герасимов. Эта мысль была подхвачена англичанами и голландцами. В резуль тате первой английской экспедиции в 1553 г. были установлены торговые свя зи и дипломатические отношения между Россией и Англией. Во время второй экспедиции английский шкипер Стивен Боро (см. Стифен Бэрроу) в 1556 г. на судне „Серчтрифт" („Ищи наживы") с помощью русских дошел до Новой Земли и, обследовав северные берега о. Вайгач, пришел на зимовку в Двин ское устье; 23 мая 1557 г. Стивен Боро на том же судне —пинассе отплыл из Холмогор в Вардехус для поисков трех английских судов „Московской компании", о которых не было известий с предыдущего года. На обратном пути в Холмогоры 30 июня у мыса Кегор „Сечтрифт" встретил в.-ю-в. ветер, и С. Боро пришлось уйти в бухту к западу от этого мыса, где он неожиданно обнаружил крупный рыбный торг. В дневнике плавания Боро подробно описал как самое бухту, так и торг. В 1589 г. Ричард Хаклуйт включил этот дневник в сборник „Главные плавания, путешествия и открытия английской нации". Первый русский перевод дневника был сделан академиком Ю. В. Готье. Еще в 1905 г. Гебель писал, что во второй половине XVI века кроме Печен ги, по крайней мере еще три пункта принимали участие в торге с иностранца ми: Кола, Вайда-Губа и Цып-Наволок. Первоначально этот торг именовался торгом на Кегоре. На основе сообщения С. Боро от 1557 г. М. М. Громыко называет торг в бухте у мыса Кегор „крупным торгом" и приходит к важному выводу: „Если в конце 50-х годов и в 60-х годах центрами крепнущей нидерландско-русской
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz