Печенга : опыт краеведеской энциклопедии : [А-Я] / авт.-сост. В. А. Мацак. - Мурманск : Просветительский центр "Доброхот", 2005. - 1006 с. : ил., фото.

188 и вступаетца в них, в Колу и в Печенгу. А нам с прежними датцкими короли николи спору в тех землях не бывало...» (Из переписки Царя Ивана Грозного с Английской королевой Елизаветой об английской торговле в России (1581-1582 гг.) / / Памятники дипломатических сношений древней России с державами иностранными. Т. 2: Памятники дипломатических сношений Московского государства с Англиею.—СПб., 1883,—(Сб. Рус. ист. о-ва). Т. 3 8 , - С. 38, 9, 10.) «По морскому берегу в Мурманский конец становища, а в них избы и скии колян посацких людей и инородцев и поморских волостей крестьян а про- мышляють в тех становищах в весну на море удят рыбу троску и палтус вкарбасех... Становище Кегоры, а в нем изба да ския кандолокшенина Фед- ки Федорова сына Голодного. Изба да ския кандолокшан Гришки Максимова сына Чистика да Посничка Попова. Изба кандолокшенина Елизарка Савина сына. Изба корелян Иванка Суслова да Еремки Солодяника. Изба да ския ум- ленина Фомки Калинина сына. Изба корелянина Микитки Ларивонова. Изба да ския варзуженина Онтипки да кандолокшенина Фотейка Меншикова. Изба да ския кореленина Лучки Федотова. Изба да ския кандолокшенина Семейки Григорьева сына Голодного. Изба да ския ис Кандолокши Пречистенского мо­ настыря старцов. Изба кандолокшенина Ивашка Максимова. И всего 11 изб, 7 ский... И всего на Мурманском берегу по становищам колян и иногородцов и Со- ловетцкого и Кандолошского монастыря старцов 117 изб да Печенгского мо­ настыря старцов 4 избы. И всего 121 изба». (Книга писцовая Кольского острога и уезда (1608-1611 гг.) / / Харузин Н. Н. Русские лопари,—М., 1890.—С. 426, 428.) Платонов С. Ф.: «На Кольском полуострове заметен стал в эту эпоху Пе- ченгский монастырь, по преданию основанный около 1532-1533 гг. Он жил рыболовством и братия монастыря настолько развила морской промысел, что могла избыток добытых продуктов сбывать на сторону. В 1562-1564 гг. сам игумен Трифон с печенгскими монахами на монастырских лодьях приходил в Датскую крепость Вардегуз в Норвегии с рыбой, рыбьим жиром и другим морским товаром для торга с датчанами и норвежцами. Эти торговые сноше­ ния с иноземцами вызывались условиями соседства и ограничивались меною местных продуктов. Но предприимчивость голландских торговцев, плававших в те времена в северных морях, позволяла им воспользоваться русским торгом в норвежских гаванях и завязать торговые связи, минуя датчан и норвежцев, непосредственно с русскими в их собственной земле. Голландские корабли с 1565 г. стали появляться сперва в Печенгской губе, а затем и в Кольской у московского городка Колы, в которой не насчитывалось тогда и 10 дворов. Уже в 1566 г. два торговца голландца Симон фон Салинген и Корнелиус де Мейер успели из Колы прибыть в Москву и Новгород и возвратиться обратно. С тех пор началось оживление торговли голландцев с Москвой через „Божью дорогу океан-море“ и северные русские реки. Одновременно с голландцами на северные моря обратили внимание и тор­ говые соперники голландцев —англичане. Очень известно случайное появле­ ние в Белом море английского корабля. Корабли пришли в 1553 г. в Вардегуз и по воле ветра были заброшены далее в неизведанные воды Белого моря. Изо всей английской экспедиции уцелел здесь один корабль и его капитан Ричард Ченслер, остановясь в устье Северной Двины у монастыря Св. Николы, за­ вязал сношения с русскими властями на Холмогорах. После этого с устья Двинского приехал на Холмогоры в малых судах от английского короля Ед- варда посол Рыцарт (Ричард Чанслер), а с ним гости (т. е. купцы) и сказался, что он послан к великому государю в Москву. Чанслера допустили в Москву и приняли как посла, через него Московское правительство охотно завязало

RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz