Печенга : опыт краеведеской энциклопедии : [А-Я] / авт.-сост. В. А. Мацак. - Мурманск : Просветительский центр "Доброхот", 2005. - 1006 с. : ил., фото.

182 «Сообщение между Ботническим заливом и северным берегом Финлян­ дии поддерживается пока только посредством одной трассы, идущей от Кёми через узловой пункт Рованиеми, селения Соданкюля, Ивало, Наутси , Сал- миярви, Петсамо до порта Трифона и Лиинахамари на берегу Ледовитого океана. Они приобрели теперь некоторое значение, т. к. принимают весь им­ порт Финляндии морем и с этой целью были временно и спешно построены после окончания русско-финской войны. Наибольшее значение из этих пор­ тов имеет Лиинахамари. Эта единственная трасса сильно изношена из-за интенсивных автомобильных перевозок из гаваней Ледовитого океана к же­ лезнодорожной станции Рованиеми (или Кеми), а также сильно повреждена в результате военных действий. Недавно авиационная линия Хельсинки —Рованиеми удлинена до Петса­ мо. От полностью разрушенного Салмиярви (сожжен финнами в 1939 г.) на по­ граничной финско-норвежской реке Патсйоки идет новая трасса, проложен­ ная вокруг озера Куотсъярви к расположенному в 14 км восточнее Салмиярви району рудника. Вновь возникший здесь посёлок носит название Колосйоки. Все деревянные строения сожжены, но 18 больших домов, построенных из пе­ нобетона, в которых расселены 220 семей, а также промышленные постройки повреждены лишь частично и могут быть быстро отремонтированы... Вполне возможно в самом скором времени возобновление добычи бога­ тых никелевых руд... при выполнении ряда необходимых мер: обеспечение машинами и материалами из Германии, а также восстановление дорог для транспорта и др. Мы обещали со своей стороны оказать в этом помощь». В феврале 1941 года между И. Г. Фарбениндустри и АО «Петсамонникке- ли» был подписан долгосрочный договор о совместных работах в Колосйоки. По результатам переговоров Хефлигер докладывал представителю военного командования полковнику Хюнфману о возрастающем значении месторожде­ ния Петсамо: «...После того, как мы заключили с финнами долгосрочный договор, они перестали скрывать сведения о мощности месторождения. Ба­ рон Вреде прислал мне вчера карту, на которой показан район и участок месторождения... Можно считать, что Петсамо на много десятилетий впе­ ред сможет полностью покрыть даже значительно возрастающую потребность великой Германии...» После начала Великой Отечественной войны между Финляндией и Герма­ нией установились новые торговые отношения, и И. Г. Фарбениндустри уда­ лось продлить действие договора о поставке штейна до 1953 г., а затем и до 1969 г. За это время к соглашению между собой пришли И. Г. Фарбенинду­ стри, АО «Крупп» и «Металлургическое общество», которое примкнуло к кон­ сорциуму. Их доли в предприятии составили соответственно 40%, 40%, 20%. Обединение называлось «Петсамо-консорциум». К 1942 г. предприятие АО «Петсамонниккели» состояло в основном из сооружений рудника Каулатунтури, никелевого завода Колосйоки, плотины Нискакоски у истоков реки Патсйоки из озера Инари и электрической стан­ ции Янискоски. Развитием производства предусматривалось: дальнейшая детальная раз­ ведка месторождений, в частности, Каммикивитунтури ; строительство фло­ тационной установки для обогащения бедных руд; расширение металлургиче­ ского производства. Имелись планы использования окиси серы из отходящих газов для получения серной кислоты. Предусматривалась возможность в бу­ дущем выработки суперфосфата на берегу Ледовитого океана из этой серной кислоты и апатитов Кольского полуострова. Ставился вопрос о расширении жилищного строительства, постройки школы, клуба и т.д. Был рассмотрен проект подвесной канатной дороги для доставки в вагонетках песка от карьера в окрестностях Никеля до заводской площадки. На предприятии работало 900 человек, в основном —финны.

RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz