Печенга : опыт краеведеской энциклопедии : [А-Я] / авт.-сост. В. А. Мацак. - Мурманск : Просветительский центр "Доброхот", 2005. - 1006 с. : ил., фото.

181 КАУЛАТУНТУРИ от Каулатунтури до Хаукилампи вдоль Ледового шоссе Петсамо-Инари, а так­ же вдоль концессионной полосы. В 1935-1936 гг. разведочные работы ИНКО, а затем PNO проводились в основном на месторождении Каулатунтури и на Каммикивитунтури, но они здесь не дали положительных результатов. В 1937 г. началась подготовка месторождения Каула к эксплуатации. Про­ ект строительства рудника был составлен ИНКО в Канаде. В 1938-1939 гг. проводились выработки, вскрывающие месторождение Немецкие металлургические концерны в преддверии войны нуждались в увеличении поставок никеля. Их позиция отражена в докладной запис­ ке командованию: «.. .Никелевые месторождения в Петсамо занимают второе место в мире после канадских... Для Германии это единственно достижимый источник никеля, способный обеспечить нужды будущего государственного пространства. Все другие известные нам в Европе месторождения, исключая русские, по сравнению с ними лишены значения... Без никеля Петсамо (Гер­ мания) останется в полной зависимости от России или заморских стран... Точно также чувствительный удар без руд Петсамо будет нанесен обеспе­ чению германского государственного пространства благородными металлами, особенно технически важной платиной... Никель является, как известно, совершенно необходимым металлом как для военных нужд, так и для мирного строительства. Никель совершенно необходим как примесь для получения специальных сталей, для строительства и машиностроения, для автомашин и самолётов, а также для большинства военных изделий для изготовления брони, подводных лодок и т. д. Во всём этом совершенно нельзя обойтись без никелевых сталей и сплавов. Можно, правда, частично заменить никель другими легирующими металлами, осо­ бенно молибденом, но руды, содержащие эти металлы, имеются в Германии в очень малом количестве, или их вовсе нет. Отсюда следует, что и в бу­ дущем никель останется легирующим металлом, необходимым для развития и улучшения нашего военного снаряжения, приборо- и аппаратуростроения, в производстве аккумуляторов, которые могут открыть совершенно непред­ виденные возможности в области моторизации... Это развитие может идти только при разрешении проблемы никеля». В 1939 году, с началом советско-финляндской (так называемой Зимней) войны канадские специалисты покинули Колосйоки, забрав с собой все ма­ териалы по разведке месторождений и выведя из строя дизельную установку и подъёмную клеть рудника Каула. Финны при отступлении, не повредив ничего на заводе, разрушили жилые дома, центральную столовую и бараки, избрав тактику «выжженной земли». Советские войска не нанесли району никаких повреждений, что подтвердили впоследствии специалисты немецких концернов, побывавшие в 1940 г. в Ко­ лосйоки. После окончания войны, в марте 1940 г., канадские инженеры уже не возвратились назад. Финское правительство учредило комиссию для уп­ равления делами, в которую вошли Рамзай, Сёдерхьелм и В. Таннер. Руково­ дителем предприятия был назначен барон Вреде. В Германию прибыла финская делегация для переговоров о поставке ни­ келевой руды в Германию. В ходе этих переговоров представитель концерна И. Г. Фарбениндустри Хефлигер заключил договор о поставке руды и штей­ на, в соответствии с которым 60% добытой руды должно было поставляться И. Г. Фарбениндустри, а 40% по желанию немецких властей должно было резервироваться для СССР. И. Г. Фарбениндустри выделил кредит в 10 млн немецких марок на завершение строительства предприятия. Вопрос о приобре­ тении концессии не стоял, т. к. в то время уже действовал немецко-советский Пакт о ненападении. В июле 1940 года Хефлигер выехал на место для ознакомления с положе­ нием дел и, осмотрев никелевое месторождение и изучив ситуацию, писал:

RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz