Печенга : опыт краеведеской энциклопедии : [А-Я] / авт.-сост. В. А. Мацак. - Мурманск : Просветительский центр "Доброхот", 2005. - 1006 с. : ил., фото.
181 КАУЛАТУНТУРИ от Каулатунтури до Хаукилампи вдоль Ледового шоссе Петсамо-Инари, а так же вдоль концессионной полосы. В 1935-1936 гг. разведочные работы ИНКО, а затем PNO проводились в основном на месторождении Каулатунтури и на Каммикивитунтури, но они здесь не дали положительных результатов. В 1937 г. началась подготовка месторождения Каула к эксплуатации. Про ект строительства рудника был составлен ИНКО в Канаде. В 1938-1939 гг. проводились выработки, вскрывающие месторождение Немецкие металлургические концерны в преддверии войны нуждались в увеличении поставок никеля. Их позиция отражена в докладной запис ке командованию: «.. .Никелевые месторождения в Петсамо занимают второе место в мире после канадских... Для Германии это единственно достижимый источник никеля, способный обеспечить нужды будущего государственного пространства. Все другие известные нам в Европе месторождения, исключая русские, по сравнению с ними лишены значения... Без никеля Петсамо (Гер мания) останется в полной зависимости от России или заморских стран... Точно также чувствительный удар без руд Петсамо будет нанесен обеспе чению германского государственного пространства благородными металлами, особенно технически важной платиной... Никель является, как известно, совершенно необходимым металлом как для военных нужд, так и для мирного строительства. Никель совершенно необходим как примесь для получения специальных сталей, для строительства и машиностроения, для автомашин и самолётов, а также для большинства военных изделий для изготовления брони, подводных лодок и т. д. Во всём этом совершенно нельзя обойтись без никелевых сталей и сплавов. Можно, правда, частично заменить никель другими легирующими металлами, осо бенно молибденом, но руды, содержащие эти металлы, имеются в Германии в очень малом количестве, или их вовсе нет. Отсюда следует, что и в бу дущем никель останется легирующим металлом, необходимым для развития и улучшения нашего военного снаряжения, приборо- и аппаратуростроения, в производстве аккумуляторов, которые могут открыть совершенно непред виденные возможности в области моторизации... Это развитие может идти только при разрешении проблемы никеля». В 1939 году, с началом советско-финляндской (так называемой Зимней) войны канадские специалисты покинули Колосйоки, забрав с собой все ма териалы по разведке месторождений и выведя из строя дизельную установку и подъёмную клеть рудника Каула. Финны при отступлении, не повредив ничего на заводе, разрушили жилые дома, центральную столовую и бараки, избрав тактику «выжженной земли». Советские войска не нанесли району никаких повреждений, что подтвердили впоследствии специалисты немецких концернов, побывавшие в 1940 г. в Ко лосйоки. После окончания войны, в марте 1940 г., канадские инженеры уже не возвратились назад. Финское правительство учредило комиссию для уп равления делами, в которую вошли Рамзай, Сёдерхьелм и В. Таннер. Руково дителем предприятия был назначен барон Вреде. В Германию прибыла финская делегация для переговоров о поставке ни келевой руды в Германию. В ходе этих переговоров представитель концерна И. Г. Фарбениндустри Хефлигер заключил договор о поставке руды и штей на, в соответствии с которым 60% добытой руды должно было поставляться И. Г. Фарбениндустри, а 40% по желанию немецких властей должно было резервироваться для СССР. И. Г. Фарбениндустри выделил кредит в 10 млн немецких марок на завершение строительства предприятия. Вопрос о приобре тении концессии не стоял, т. к. в то время уже действовал немецко-советский Пакт о ненападении. В июле 1940 года Хефлигер выехал на место для ознакомления с положе нием дел и, осмотрев никелевое месторождение и изучив ситуацию, писал:
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz