Печенга : опыт краеведеской энциклопедии : [А-Я] / авт.-сост. В. А. Мацак. - Мурманск : Просветительский центр "Доброхот", 2005. - 1006 с. : ил., фото.

148 Таинственные знаки, фигуры, образы, нанесённые на ее стены, будоражат воображение... Чуть вправо —та же тёмная пахта, но озвученная другими звуками и сво­ им видом напоминающая стену плача, стену слез. Грунтовые воды не падают бурным потоком с ее 80-метровой высоты, а стекают, дробясь на прозрачные капли-слезинки, каждая из которых, ударяясь о камни и разбиваясь у подно­ жия скалы, рождает чистый хрустальный звук, усиленный акустикой каньона. Эти звуки не сливаются в один: слышен „голос" каждой капли, т. к. источа­ ются они разновременно. Заслышав звуки, начинаешь искать их источник, и только после этого замечаешь, что скала буквально истекает, источается слезами-капельками по всей своей поверхности. Иногда луч солнца, прело­ мившись в капле, сверкнет радужным многоцветьем. Тут и там разлетаются брызги маленьких фонтанчиков от капель, разбившихся о камни. У подножия тёмной пахты капли-слезинки сливаются в один общий поток-ручей и устрем­ ляются к соленым морским водам... Здесь же, в прохладном каньоне,—буйные заросли дягиля —растения, ко­ торое издавна использовалось как лекарственное. У саамов оно находило раз­ нообразное применение: как средство от цинги, витаминоноситель; его ис­ пользовали как салат в зеленом виде, заправляли им горячие блюда, заго­ тавливали впрок. В пищу шли все части растения: листья, стебель, корни, соцветия. В благоприятных для него условиях дягиль достигает высоты трех метров. И здесь, у стены плача, ему, видимо, совсем неплохо. ... По сохранившимся преданиям, во время сильных штормов море выбрасы­ вало на эти берега суда рыбаков-мореходов, разбивая их на части о прибреж­ ные скалы. Море забирало много жертв; некоторые годы выдавались особенно „урожайными" на морские трагедии. Эту долину называли долиной жизнен­ ных невзгод, долиной печали и испытаний. Вид „плачущей" скалы дополняет впечатление от „преданий старины глубокой". У подножия скалы-пахты, на небольшом от нее отдалении, на промежут­ ке между нею и морским берегом стоят окаменевшие нойды (нойта, нойда — у саамов —колдун, чародей, волшебник; колдунья) нойта-Укко и нойта-Акка. Здесь их два: нойта Киипери-Укко и нойта Киипери-Акка. Место обитания могущественных чародеев Киипери —в сланцевых, шиферных кручах горы Пумманки (Земляная). Они стоят тут, на кромке крутого берега, рядом друг возле друга, окаменевшие, согласно одному из преданий, в наказание за свои злодеяния, за причиненное ими зло. Тридцатиметровые каменные изваяния, напоминающие готовящихся к взлету птиц, с вытянутыми шеями и тревожно повернутыми в сторону моря головами. Море и ветер как искусные скуль­ пторы изваяли из прибрежных каменных плит фантастические фигуры, напо­ минающие образы песца, ящерицы, птиц и других животных. Воображение каждому подскажет свои образы. А море и ветер продолжают свое творческое сотрудничество... Сохранилось предание, рассказывающее о нойдах Киипери-Укко и Акка. Приводим его полностью. Wallenius К. М. (Валлениус К. М.): «.. .10 тысяч лет тому назад в этих кра­ ях властвовали могучие исполины —нойды. И было между ними постоянное соперничество. < ...> Самым могущественным из всех был нойд из Петсамо по имени Кие- витса (Kievitsa). Но на противоположной стороне морского побережья обитал его жестокий и коварный соперник по имени Киипери (Кіірегі —сварливый, любитель ссор; собиратель дани; взимающий жертвоприношения). Оба нойда соперничали между собой в славе и колдовстве, в умении тво­ рить чудеса. Соперничество продолжалось до тех пор, пока решающее сраже­ ние не стало неизбежным. Нойд Киипери решил посрамить нойда Киевитса в глазах всего мира

RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz