Печенга : опыт краеведеской энциклопедии : [А-Я] / авт.-сост. В. А. Мацак. - Мурманск : Просветительский центр "Доброхот", 2005. - 1006 с. : ил., фото.

145 ЗЕМЛЯНОЙ Киттиля финляндских саамов на Кольский полуостров, т. е. в сторону россий­ ских саамов. Шаман Торогас не сумел выполнить приказа своего начальника великого нойда И. Пяйвио, и шаманка Кирсти, превратившись в оленя, увела всех диких оленей страны Киттиля на Кольский полуостров на земли своего племени. Тогда великий инарский шаман Иван Пяйвио силой своего колдов­ ства заставил убежавших на Кольский полуостров диких оленей вернуться обратно в Киттиля. Когда это огромное стадо диких оленей бежало обратно на земли инарских саамов, то стук от их копыт был слышен за десятки вёрст. Олени бежали вдоль берега одной реки, которая с того времени и получила название свое реки Стука Оленьих Копыт (Naskama-joki). < ...> Очевидно, что подобные саги о великих волшебниках-шаманах, умеющих приманивать своей колдовской силой диких оленей из соседних территорий, были и у саамов Кольского полуострова. По словам Е. В. Титова, саамские „ве­ ликие колдуны" (šura noida) умели сделать из костей принесенного в жертву богам дикого оленя волшебную косточку (nel’et’), которая приманивала диких оленей „в наши места", т. е. на Кольский полуостров даже из самых далеких западных стран (очевидно из Финляндии и Норвегии)». (Фольклорные мотивы в саамской топонимике Кольского полуострова / / Ученые записки Карел, пед. ин-та.—Т. 16: Гуманитарные науки.— Петрозаводск, 1964,—С. 160, 161.) Волков Н. Н.: «По преданиям, окаменевали не только напугавшие колду­ нов, но и враги саамов —чудь, в условиях безвыходного для себя положения. Обычно легенда связана с внешними очертаниями сейда и старается объяс­ нить их: мужчина в каньге, бабушка с внучкой или мать с детьми, окаменев­ ший сундук или зверь и т.д. Возле сейдов нельзя было шуметь или ругаться. В противном случае „старик" или „старуха" могли рассердиться, не дать рыбы. Послать на озеро непогоду, а то и жестоко наказать рыбака тяжелой болезнью или даже смертью». (Российские саамы.—Каутокейно, 1996.—С. 29.) Н. В. Максимов высказывал мнение местных жителей о том, что назва­ ние «Земляная» (-ое, -ой) произошло от слова «землянка»; именно в таких земляных жилищах жили первопоселенцы этих мест. На картах 1946 г., 1960 г. жилища обозначены словами: «изба», «зем.» (землянка). Вероятна также связь названия «Земляная» с наличием на п-ове Среднем мест с хорошим земляным слоем, которые и заселялись в первую очередь. Островский Д. Н.: «Рыбачий полуостров резко отличается своим строением от материка. Поверхность его более или менее ровная, покрытая тундрою, кустарником, лугами и морошкою. Двумя перешейками (волоками) Рыбачий п-ов соединяется через землистый п-ов Средний с материком. < ...> По пе­ решейкам пролегает горная тропа, по которой менее, чем в час легко пройти из залива Озерко в губу Большую Волоковую, где расположена финляндская колония „ Земляная “». (Путеводитель по Северу России.—2-е изд.—СПб., 1899.—С. 104.) Островский Д. Н.: «Скалы к югу от Вайдо-Губы постепенно понижаются и переходят в ровный покрытый тундрою берег Среднего полуострова. В Боль­ шой Волоковой губе финляндская колония Земляная, одна из первых возник­ ших на Мурмане. Против мыса Земляного лежат два острова Айновы». (Путеводитель по Северу России,—2-е изд.—СПб., 1899.—С. 105.) Морозов Н. В.: «Становище Земляное расположено на западном берегу губы Большой Волоковой за небольшим мыском и населено финляндцами, зани­ мающимися рыболовством и скотоводством настолько успешно, что довольно

RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz