Печенга : опыт краеведеской энциклопедии : [А-Я] / авт.-сост. В. А. Мацак. - Мурманск : Просветительский центр "Доброхот", 2005. - 1006 с. : ил., фото.
145 ЗЕМЛЯНОЙ Киттиля финляндских саамов на Кольский полуостров, т. е. в сторону россий ских саамов. Шаман Торогас не сумел выполнить приказа своего начальника великого нойда И. Пяйвио, и шаманка Кирсти, превратившись в оленя, увела всех диких оленей страны Киттиля на Кольский полуостров на земли своего племени. Тогда великий инарский шаман Иван Пяйвио силой своего колдов ства заставил убежавших на Кольский полуостров диких оленей вернуться обратно в Киттиля. Когда это огромное стадо диких оленей бежало обратно на земли инарских саамов, то стук от их копыт был слышен за десятки вёрст. Олени бежали вдоль берега одной реки, которая с того времени и получила название свое реки Стука Оленьих Копыт (Naskama-joki). < ...> Очевидно, что подобные саги о великих волшебниках-шаманах, умеющих приманивать своей колдовской силой диких оленей из соседних территорий, были и у саамов Кольского полуострова. По словам Е. В. Титова, саамские „ве ликие колдуны" (šura noida) умели сделать из костей принесенного в жертву богам дикого оленя волшебную косточку (nel’et’), которая приманивала диких оленей „в наши места", т. е. на Кольский полуостров даже из самых далеких западных стран (очевидно из Финляндии и Норвегии)». (Фольклорные мотивы в саамской топонимике Кольского полуострова / / Ученые записки Карел, пед. ин-та.—Т. 16: Гуманитарные науки.— Петрозаводск, 1964,—С. 160, 161.) Волков Н. Н.: «По преданиям, окаменевали не только напугавшие колду нов, но и враги саамов —чудь, в условиях безвыходного для себя положения. Обычно легенда связана с внешними очертаниями сейда и старается объяс нить их: мужчина в каньге, бабушка с внучкой или мать с детьми, окаменев ший сундук или зверь и т.д. Возле сейдов нельзя было шуметь или ругаться. В противном случае „старик" или „старуха" могли рассердиться, не дать рыбы. Послать на озеро непогоду, а то и жестоко наказать рыбака тяжелой болезнью или даже смертью». (Российские саамы.—Каутокейно, 1996.—С. 29.) Н. В. Максимов высказывал мнение местных жителей о том, что назва ние «Земляная» (-ое, -ой) произошло от слова «землянка»; именно в таких земляных жилищах жили первопоселенцы этих мест. На картах 1946 г., 1960 г. жилища обозначены словами: «изба», «зем.» (землянка). Вероятна также связь названия «Земляная» с наличием на п-ове Среднем мест с хорошим земляным слоем, которые и заселялись в первую очередь. Островский Д. Н.: «Рыбачий полуостров резко отличается своим строением от материка. Поверхность его более или менее ровная, покрытая тундрою, кустарником, лугами и морошкою. Двумя перешейками (волоками) Рыбачий п-ов соединяется через землистый п-ов Средний с материком. < ...> По пе решейкам пролегает горная тропа, по которой менее, чем в час легко пройти из залива Озерко в губу Большую Волоковую, где расположена финляндская колония „ Земляная “». (Путеводитель по Северу России.—2-е изд.—СПб., 1899.—С. 104.) Островский Д. Н.: «Скалы к югу от Вайдо-Губы постепенно понижаются и переходят в ровный покрытый тундрою берег Среднего полуострова. В Боль шой Волоковой губе финляндская колония Земляная, одна из первых возник ших на Мурмане. Против мыса Земляного лежат два острова Айновы». (Путеводитель по Северу России,—2-е изд.—СПб., 1899.—С. 105.) Морозов Н. В.: «Становище Земляное расположено на западном берегу губы Большой Волоковой за небольшим мыском и населено финляндцами, зани мающимися рыболовством и скотоводством настолько успешно, что довольно
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz