Печенга : опыт краеведеской энциклопедии : [А-Я] / авт.-сост. В. А. Мацак. - Мурманск : Просветительский центр "Доброхот", 2005. - 1006 с. : ил., фото.

107 ВОРЬЕМА беспрепятственно вплоть до 1860 г., когда они были изгнаны русскими и нор­ вежскими поселенцами. Поселенцы поделили промысел в устье реки между собой. В некоторые годы здесь бывал очень богатый улов сёмги. Это опи­ сано Qvigstad’oM в труде "Поселения в Сёр-Варангере до 1870 г. (Qvigstad J. Bosaetningen i S 0 r-Varanger f 0 r 1870.—Troms 0 ,1926)». (ПКМ) «Движение рейсовых кораблей в Grensen (рассказано Юрием Козыре­ вым). Когда первые жители прибыли в Grensen в 1851г., были очень большие проблемы с пароходами. Первый рейсовый корабль назывался „Varanger“. Он начал заходить в Grensen в 1869 г., первое время каждый 14-й день летом. Зи­ мой —каждую 6-ю неделю. „Varanger“ через несколько лет потерпел корабле­ крушение, и тогда рейсы были возобновлены в 1876г. кораблем „Varanger-2“. В Grensen были тяжелые условия высадки с моря. В хорошую погоду корабль мог быть разгружен с реки, но возникали большие проблемы во время от­ лива и при высокой волне. Тогда все товары проносились через Kokoberget в маленькую бухту на другой стороне. Корабли посылали с русской, позже — с финской стороны. Всегда должны были быть наготове корабли с двух сто­ рон. Совместная работа была относительно хорошей, но все, кто посылал что-то или ждал посылки, должны были быть на месте, чтобы разгрузить или погру­ зить товары. Было тяжело переправлять все сначала на корабле через реку, а затем нести молоко и все, что нужно было отправить в Кеііа, где стояли корабли. Никогда не было постоянного отправителя грузов. Почтовый отправитель проводил регистрацию, продавал билеты, загружал и разгружал почту. У него была собственная контора в служебном помещении, где он отсылал почту и посылки, которые приносились из различных мест. Этим маршрутом „Varanger-2“ следовал до 1922 г. Он потерпел крушение у Bugoynes и затонул после 46 лет плавания. Тогда за дело взялась ком­ пания D/S „Alta“. Рейсы также в течение 7 лет проводились из устья реки к молу на Lillesand. С 1860 до 1905 гг. рейс обслуживали таможенный до­ смотрщик, почтальон и телеграфист станции С. P. Olsson в Grense-Jakobselv Georg Iversen (с 1909 по 1923 гг.). Затем этим занимался Emil Hanslien, до 1956 г. В 1930 г. экспедиция рейсового корабля переехала в Lillesand. Мол (при­ чал) был еще не совсем достроен, но все поселение считало, что будет гораздо легче обслуживать местные корабли оттуда. Все также «Alta» была на марш­ руте, но ее заходы участились до 2-х раз в неделю. Сельскохозяйственный кооператив приобрел новый большой корабль для доставки молока и товаров на места. Почтовый отправитель имел свой собственный корабль, который был несколько меньше. У него были свои собственные люди в качестве по­ мощников. Пристань все еще не была достроена. Все должно было делаться с берега. Сначала корабли вытаскивались на берег, а затем все товары погружались на борт. Это были сельхоз. продукты; молоко, забитый скот и прочее. Когда была хорошая погода без волн, все проходило чаще всего хорошо, но иногда корабль относило и тогда можно было услышать много крепких словечек. Са­ мым тяжёлым было то, что корабль нужно было затаскивать на берег всякий раз, как он прибывал. Пристань была пущена в эксплуатацию в 1932 г., и тогда стало легче от­ правлять молоко и товары. Можно было загрузить корабль с пристани с помо­ щью небольшого хорошего крана. Но пассажиры все еще должны были грести на лодке, чтобы сесть на борт. Но сходили они на пристань. А затем их надо было высадить на берег. В 1941г. маршрут все еще действовал, но до 1945 г. нерегулярно по при

RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz