Мацак, В. А. Трифоно-Печенгский монастырь : обзор книжного собрания библиотеки // Под сенью Трифона. - 2012. - № 3. - С. 49-54 ; № 4. - С. 50-55 : фот.
типов изданий, как журнал, газета, даже плакат (т. е. любой носитель информации), то в инвентарную опись следовало бы включать и количество всех подобных носи телей информации, в том числе наглядных пособий для учащихся церковноприходскихмонастырских школ. В монастырской библиотеке проводились чтения по 54 темам, а число относящихся книмкартинна считывало 749 экз. Отчасти все это приобреталось монастыремна свои средства, отчасти жертвовалось в пользу обители разными лицами. По отзывам гостей монастыря, у многихтрудников они виделикниги духовно-нравственного и истори ческого содержания, которые те брали для чтения в монастырской библиотеке. В случае учета этих источников библиотечный фонд монастыря фактически превышал указанную цифру в 2000 экз. В 1911 г. была составлена новая опись, в которую вошли все из менения, происшедшие в составе библиотечного фонда Печенгского монастыря за период с 1888 по 1911 гг. в годыигуменства архимандрита Ионафана. Следующий источник сведений о библиотеке —отчет инспектора- попечителя монастырей Финлян дии о результатах чрезвычайной проверки Печенгского монастыря, проведенной в период с 20.01.1941 по 04.02.1941 г. по предписанию Церковного управления. Проверку проводил инспектор монастырей о. Исаакий. Документ написан на финском языке. В первом разделе отчета, по священного Верхнему монастырю (Юля-Луостари), имеется подраз дел, характеризующий состояние библиотечного фонда. Дано сум марное описание, систематизиро ванное по названиям, в порядке значимости книг в монастыре, начиная с богословских книг. При водим фрагмент отчета. «1.4. Библиотека. Библиотека содержит в со вокупности около 1 772 томов, разделенных на две группы, одна из которых составляла список старый, а другая —новый, допол нительный; также были указаны книги, не внесенные в списки. Все вместе они составляли семь следующих отделов: 50 Под сенью Трифона | №3 2012 1. Богослужебные книги — 18 экз. 2. Библии иНовый Завет— 42 экз. 3. Богослужебные книги (из доп. списка) —159 экз. 4. Труды св. Отцов — 93 экз. 5. Исторические — 240 экз. 6. Проповеди и др. (наставле ния, назидания, дидактика) —293 экз. 7. Книги по общей истории и разнообразная светская литерату ра — 65 экз. Кроме того, религи озные церковные журналы, под писные издания и разрозненные тома— 262 экз.» На Руси всякое просвещение начиналось со Священного Пи сания. В школах читали Апостол, Часослов, Псалтырь. Псалтырь была самой популярной книгой для домашнего чтения. Широко было распространено и Еванге лие. Для церковных нужд издава ли сборник церковных служб — Служебную Минею, содержание которой было распределено по месяцам. «Полный круг» состав ляли 12 томов. В обязательный минимум богослужебных книг входили также: Триодь постная (служба Великого Поста), Триодь цветная (служба от Пасхи до не делиВсехСвятых); требники (тек стытаинств Крещения, Венчания, Исповеди и т. д., молитвословия на разные нужды); Служебники (тексты, произносимые священни ком и диаконом при совершении суточного круга богослужения); Октоихи (осмогласники—тексты недельного круга богослуже ний). Помимо них нужны были книги: Ирмологий (Ирмологион — сборник для певчих), Обиход (нотная книга), Акафистник (гим нографический сборник); а также предназначенный для домашней молитвы Канонник (утренние и вечерние молитвы, последование к причащению). Книги всех этих наимено ваний представлены в обеих описях (1888, 1896 г.), а также в описи 1658 г. Агиографическая литература распределялась по календарному принципу. Жития святых в краткой форме входили в состав так называемыхПрологов. Прологи— сборники (как прави ло, двухтомные) кратких Житий православных святых как грече ских, так и славянских, и особенно русских. ВходиливПрологитакже сказания, повести, поучения, рав номерно распределенные по всем 366 дням древнерусского года. По сути дела Прологи представляли собой прообраз энциклопеди ческих словарей типа «Кто есть кто», давая при этом читателям и элементарные исторические и географические сведения. Печат ные Прологи появились в России только в XVII в. Всего известно 8 изданий, все они выпущены мо сковским Печатным двором. Среди книг библиотеки Пе- ченгского монастыря значатся 2 Пролога рукописных в описи 1658 г. и 4 тома Пролога, вос ходящие к преподобномуТрифону Печенгскому, внесенные в опись 1888 года (№ п/п 13,14,15,16 1-го отдела), писанные полууставом в XIV или XV в. Представлены в описях и от дельные описания жизни святых, не включенные в Прологи, но ши роко распространенные: рассказы об Иоанне Златоусте (и его произ ведения), оНиколае Чудотворце и других. Источники комплектования книжных фондов монастырских библиотек были типичными для всех обителей: 1) переписка книг своей оби тели, книг частных лиц и других монастырей; 2) вклады и пожертвования представителей духовенства и монахов, состоятельных людей, имевших частные собрания книг (князей, бояр, торговцев и др. дарителей); 3) переписка, перевод и привоз книг из-за границы. (См. записи в описи о вкладчиках, дарителях и «повелителях»). Нередко по требованию царей и высшегодуховенствабиблиотеч ные книги передавались из одного монастыря в другой. Иногда в по рядке обмена книги пересылались для чтения и переписки из одной библиотеки в другую по догово ренности. Обменный фонд имелся в каждой библиотеке. Один из примеров: отправляясь в 1886 г. на возобновление Печенгской оби тели, соловецкие монахи помимо прочих грузов привезли с собой
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz