Мацак, В. А. Печенгский монастырь: от истоков к возрождению : (документы, воспоминания, фотографии) / В. А. Мацак. - Санкт-Петербург : Дмитрий Буланин, 2021. - 958, [1] с., [56] л. ил., цв. ил., портр., факс. : ил., портр., факс. - (Святые и святыни Русской земли).

Словарь географических названий Хейнявеси (Heinavesi) — местечко на территории совре­ менной восточной Финляндии, где в 1939 во время Советско- финляндской войны в усадьбе Папинниеми осели русские православные монахи из Валаамского монастыря и основали Ново-Валаамский монастырь. Холмогоры (Хдлмогор, Колмогоры) — уездный город в Холмогорском у. Архангельской обл. (после 1925 — село). Через Архангельск и Холмогоры Печенгский монастырь вел торговлю с городами внутренних областей страны: Великим Устюгом, Вологдой, Тотьмой, продавая соль, меха, красную и белую рыбу, поставлял хлеб и делал его запасы. Возвращаясь домой, «коляна» плыли из Архангельска и Холмогор по Север­ ной Двине до Двинской губы и далее по Белому и Баренцеву морям на северо-запад. Цып-Наволок — бухта по северо-восточному берегу Рыба­ чьего п-ова. Цып-Наволок — мыс на северо-восточной оконечности Рыбачьего п-ова. Чапома (Чепомский берег) — река в юго-восточной части Кольского п-ова. Длина 113 км. Шушпанское усолье (Шушпаниха) — место соляного про­ мысла Трифоно-Печенгского монастыря в Кольском у. Элъвенес — мыс на территории Норвегии, в устье р. Паз, на ее левом берегу. На этом мысе находилась пещера прп. Три­ фона, в которой до самого начала Второй мировой войны стояла икона, перед которой лопари ранее жертвовали монеты для Трифона. В предании говорится также, что прп. Трифон жил в этой пещере во время своей миссионерской деятельности и в 1565, когда строил часовню в Борисоглебске. Энаре см. Инари.

RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz