Мацак, В. А. Печенгский монастырь: от истоков к возрождению : (документы, воспоминания, фотографии) / В. А. Мацак. - Санкт-Петербург : Дмитрий Буланин, 2021. - 958, [1] с., [56] л. ил., цв. ил., портр., факс. : ил., портр., факс. - (Святые и святыни Русской земли).
I период. 1533—1589/90 гг. тогда убьем». Трифона выгоняли, но он возвращался и успел огласить многих лопарей; приведенный им из Колы священник крестил оглашенных и освятил им церковь. Но в то время как ревностные проповедники распростра няли христианство на пустынных берегах Северного океана, новгородские владыки должны были бороться с язычеством, упорно державшимся в Воцкой пятине: в 1534 году новго родский архиепископ Макарий должен был писать в Воцкую пятину, в Чудь и во все копорские и ореховские уезды к тамош нему духовенству: «Здесь мне сказывали, что в ваших местах многие христиане заблудили от истинной веры, в церкви не ходят и к отцам своим духовным не приходят, молятся по скверным своим мольбищам деревьям и камням...» Архи епископ для искоренения этих беспорядков послал в Воцкую пятину священника и двоих своих детей боярских с приказа нием скверные мольбища разорять и истреблять, огнем жечь... Но распоряжения Макария остались недействительными, потому что через 13 лет преемник его, архиепископ Феодосий, должен был повторить те же самые увещания и распоряжения, указывая на те же самые беспорядки... Соловьев С. М. История России с древнейших времен. М., 1994. Т. 7. С. 75— 76. * * * Основанию Печенского монастыря, как видно из жизне описания преподобного Трифона, предшествовало поселение этого пустынножителя на берегах р. Печенги около 1524 года, когда он впервые появился среди диких Лопарей и приготовил многих из них к восприятию св. крещения, но не крестил их, потому что не имел тогда сана священника и не был иноком. Он побывал потом в Новгороде, испросил у архиепископа Макария грамоту на построение храма и привел с собою новгородских плотников. Деревянный храм вскоре был 4 7 4 :-
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz