Мацак, В. А. Печенгский монастырь: от истоков к возрождению : (документы, воспоминания, фотографии) / В. А. Мацак. - Санкт-Петербург : Дмитрий Буланин, 2021. - 958, [1] с., [56] л. ил., цв. ил., портр., факс. : ил., портр., факс. - (Святые и святыни Русской земли).
I период. 1533-1589/90 гг. * * * Самым ранним современным известием о монастыре на Печенге можно признать то, которое находится в грамоте царя Ивана Васильевича к шведскому королю Густаву, послан ной из Москвы в августе 1556 г. <.. .> Именно в этом пункте (на Печенге. — В. М.) после 1533 г. образовался монастырь. <...> В грамоте 1582 г. встречаем утверждение, что на Мурманском море монастырь Печенгский стоит «болше семидесяти лет», значит основан ранее 1512 г. < ...> а в грамоте 1598 г. опять встречаем прежнее утверждение, что «монастырь < ...> стоит болше семидесяти лет». Андреев А. И. К истории русской колонизации западной части Кольского полуострова / /Д е л а и дни. 1920. Кн. 1. С. 27. * * * На далеком севере продолжалось обращение лопарей: при Иоанне IV кончил свои подвиги относительно обращения кольских лопарей Феодорит, печенгских — Трифон. Урожденец Новгородской области, Трифон с молодых лет пристрастился к пустынной жизни; странствуя по лесам своей родины, он услыхал голос, говоривший ему, что не в них он должен искать Христа, что его ждет земля необетованная, непроходимая, необитаемая и жаждущая. Трифон отправился к берегам моря- океана, поселился в пустынной стране на реке Печенге, жил бездомно и бескровно и начал поучать окрестных лопарей новой вере; дело было трудное: колдуны-кебуны лопские, не умея оспорить Трифона словом, били, терзали его, собира лись убить; но в толпе дикарей являлись защитники, слыша лись голоса: «Чем же он виноват? Говорит он нам о добром деле, о царствии божием, смерть нашу называет сном, говорит, что воскреснем; оставим его теперь, а если найдем в нем вину, <7Ъ>
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz