Мацак, В. А. Печенгский монастырь: от истоков к возрождению : (документы, воспоминания, фотографии) / В. А. Мацак. - Санкт-Петербург : Дмитрий Буланин, 2021. - 958, [1] с., [56] л. ил., цв. ил., портр., факс. : ил., портр., факс. - (Святые и святыни Русской земли).

I период. 1533—1589/90 гг. рогатого скота, продавал ежегодно за границу сухую рыбу, рыбий (китовый) жир и семгу. Фактически благодаря тогдашнему религиозному порядку в России монастырь получил во владение замечательный подарок... В 1590 г. монастырь был настолько влиятелен, что послужил объектом для нападения шведов, которые сожгли его и убили 56 монахов и 65 послушников. По другим источникам, жизни лишились две сотни человек. Трифон подорвал основу лапландского почитания идолов... Его проповеди встретили большое противодействие со сто­ роны лапландских нойдов, или колдунов, которые нападали на него, рвали его за волосы, сбивали с ног на землю и угро­ жали ему смертью, если он будет упорствовать на своем. Одно провидение предотвратило то, что эти угрозы не были доведены до конца. Благодаря постоянному проповедованию, а также мягкости и жизни богобоязненной Трифон преуспел в смягчении лопарей. Затем он пошел в Новгород и возвра­ тился с разрешением на постройку церкви. Он также привел строителя, который построил эту церковь в Печенгской губе. Церковь долго стояла неосвященной, но наконец Трифон нашел в Коле иеромонаха Илью и привел его сюда для освящения места и крещения лопарей. Имя Трифона до сих пор хорошо знакомо православным лопарям из Печенги. RaeE. The White Sea peninsula, a journey in Russian Lapland and Karelia. London, 1881. P. 11— 23; перевод М. Сорокиной. * * * Изучение истории наших древнерусских монастырей приво­ дит нас к выводу, что не стремление к созерцательной жизни, а практические соображения направляли колонизационную <61 >

RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz