Мацак, В. А. Печенгский монастырь: от истоков к возрождению : (документы, воспоминания, фотографии) / В. А. Мацак. - Санкт-Петербург : Дмитрий Буланин, 2021. - 958, [1] с., [56] л. ил., цв. ил., портр., факс. : ил., портр., факс. - (Святые и святыни Русской земли).
I период. 1533—1589/90 гг. рогатого скота, продавал ежегодно за границу сухую рыбу, рыбий (китовый) жир и семгу. Фактически благодаря тогдашнему религиозному порядку в России монастырь получил во владение замечательный подарок... В 1590 г. монастырь был настолько влиятелен, что послужил объектом для нападения шведов, которые сожгли его и убили 56 монахов и 65 послушников. По другим источникам, жизни лишились две сотни человек. Трифон подорвал основу лапландского почитания идолов... Его проповеди встретили большое противодействие со сто роны лапландских нойдов, или колдунов, которые нападали на него, рвали его за волосы, сбивали с ног на землю и угро жали ему смертью, если он будет упорствовать на своем. Одно провидение предотвратило то, что эти угрозы не были доведены до конца. Благодаря постоянному проповедованию, а также мягкости и жизни богобоязненной Трифон преуспел в смягчении лопарей. Затем он пошел в Новгород и возвра тился с разрешением на постройку церкви. Он также привел строителя, который построил эту церковь в Печенгской губе. Церковь долго стояла неосвященной, но наконец Трифон нашел в Коле иеромонаха Илью и привел его сюда для освящения места и крещения лопарей. Имя Трифона до сих пор хорошо знакомо православным лопарям из Печенги. RaeE. The White Sea peninsula, a journey in Russian Lapland and Karelia. London, 1881. P. 11— 23; перевод М. Сорокиной. * * * Изучение истории наших древнерусских монастырей приво дит нас к выводу, что не стремление к созерцательной жизни, а практические соображения направляли колонизационную <61 >
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz