Мацак, В. А. Печенгский монастырь: от истоков к возрождению : (документы, воспоминания, фотографии) / В. А. Мацак. - Санкт-Петербург : Дмитрий Буланин, 2021. - 958, [1] с., [56] л. ил., цв. ил., портр., факс. : ил., портр., факс. - (Святые и святыни Русской земли).
I период. 1533—1589/90 гг. место Кола. В 1557 г. русский сборщик подати в Кигоре реко мендовал англичанам реку Колу только как место, где можно купить много семги. В 1565 г. < ...> Кола была очень малень ким поселком; в 1566 г. антверпенское судно, зимовавшее в Коле, ушло весной грузиться в Печенгу, так как «в Коле тогда не было товара» <.. .> В 70-х — в первой половине 80-х годов, в период расцвета мурманской торговли, все три пункта — Кола, Печенга, Кигор расценивались как международные торговые центры. Пока зательны в этом отношении материалы допроса, учиненного в 1576 г. в Англии Уильяму Бэрроу по поводу принадлежности русскому царю нескольких интересовавших англичан пунк тов. .. всюду Кола и Печенга фигурируют как пункты внешней торговли Московского государства. Громыко М. М. Русско-нидерландская торговля на Мурман ском берегу в XVI в. / / Средние века : сб. М., I960. Вып. 17. С. 225— 243. * * * Трифону было видение Спасителя, который велел ему идти и распространять Евангелие (христианство) среди дикарей в пустынных и недоступных землях. Апостол лопарей также построил монастырь в устье Печенги; по своей инициативе он ездил в Москву к Ивану Васильевичу добиваться дарственной грамоты на определенные земли для передачи их в собствен ность монастыря. Святость и известность Трифона привлекли сюда множе ство монахов и паломников. Благодаря привилегиям, дарован ным грамотой, Печенгский монастырь стал богатым и приоб рел большую власть. Монахи имели свои китовые и другие рыбные промыслы, строили корабли в устье р. Печенги и посы лали 800 ООО11s. соли ежегодно в Колу в обмен на муку, воск, полотно и т. п. Монастырь имел значительное стадо крупного
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz