Мацак, В. А. Печенгский монастырь: от истоков к возрождению : (документы, воспоминания, фотографии) / В. А. Мацак. - Санкт-Петербург : Дмитрий Буланин, 2021. - 958, [1] с., [56] л. ил., цв. ил., портр., факс. : ил., портр., факс. - (Святые и святыни Русской земли).

I период. 1533—1589/90 гг. ездил караблем в чужой земле лазучеством, и таких везде, имая, казнят; да мы, по своему милосердому царскому обычею, твоего писма не оставили есмя, того немчина Юрья сыскати велели, а сыскав, вперед к тебе отослати велели. Писана в госу- дарствия нашего дворе града Москвы, лета от создания миру 7094-го, марта месяца. Русские акты Копенгагенского государственного архива, извлеченные Ю. Н. Щербачевым / / Русская историческая библиотека. СПб., 1897. Т. 16. С. 218— 238. * * * <...> Другой просветитель лопарей — Трифон родился в 1495 г. в Новгородских пределах, или, по иным сказаниям, близ Торжка, и был сын священника. С юных лет он чувствовал в себе влечение к уединенной жизни и часто удалялся из дому родительского в пустыню для богомыслия. Наконец, совсем покинув родину, он отошел на дальний север к лопарям, жив­ шим еще за Колою по реке Печенге, у нынешнего Нордкапа. Эти люди находились на самой низкой степени дикости, они боготворили гадов, ночных нетопырей и других ползающих животных. Жилища их были разбросаны по гористым и болот­ ным местам, в расстоянии одно от другого верст на сто и более. Этим-то дикарям решился возвестить Трифон слово спасения. Долгое время они и особенно их кебуны, или жрецы, проти­ вились проповеднику, вступали с ним в прения; многократно били его жестоко и угрожали ему смертию, если не удалится от них; не раз даже действительно приходили к нему с дреколием, чтобы его убить. Но он укрывался в горы и расселины и все переносил для имени Христова. Чрез несколько лет он достиг наконец своей цели: огласил проповедию лопарей не только по рекам Печенге и Паз (Паэс), но и всех, живших в той стране; « 5 8 У

RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz