Мацак, В. А. Печенгский монастырь: от истоков к возрождению : (документы, воспоминания, фотографии) / В. А. Мацак. - Санкт-Петербург : Дмитрий Буланин, 2021. - 958, [1] с., [56] л. ил., цв. ил., портр., факс. : ил., портр., факс. - (Святые и святыни Русской земли).
IV период. 1920—1984 гг. в Мурманск, но не успели этого сделать, так как скоро эту местность заняли финны. После такого грабежа печенгская братия недолго жила спо койно: последовало отобрание имущества финнами. Отошло во владение правительства следующее: весь Нижний монастырь, большой двухэтажный корпус, гостиница, кладовые, конюшня, кузница, лесопильный завод с электрическим двигателем. В церкви нам разрешено служить только два раза в год, в память избиения братии шведами. И еще много домов и сараев отобрано финнами. Спасибо, урезали хорошо, умеют делить. «А возна граждения за отобранное имущество у монастыря не будет», — так сказало нам местное финское начальство. О Соловецком монастыре сообщаю следующее. В прошлом году были люди в Печенге из г. Архангельска и говорили: «В Соловецком монастыре сделана ссыльная тюрьма, управ ляется монастырь комиссаром, настоятель и соборные старцы в количестве восьми человек увезены в г. Архангельск на прину дительные работы, 80 иноков взяты на войну. В данное время как там живут иноки — неизвестно: комиссары держат в большом секрете. Когда пароход приходит из монастыря в г. Архангельск, то на пароход никого не пускают, комиссар и еще четверо с ним идут в город, берут, что им нужно, и едут обратно». В заключение скажу: ничего, еще жить можно, есть кое- какие средства, только не было бы еще грабежа от инопле менников. Оказывается, Иакинфу игуменство на пользу: лицо стало покруглее, и руки попухлее, живется не так, как на Предтече. Земно кланяюсь всем соборным. Простите. Писать не мастер, нелогично выходит. Впредь я намерен вам писать и вас прошу, не откажите нам возвещать о дорогом Валааме. Пребываю сомолитвенник ваш, игумен Иакинф с братией <4 5 9>
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz