Мацак, В. А. Печенгский монастырь: от истоков к возрождению : (документы, воспоминания, фотографии) / В. А. Мацак. - Санкт-Петербург : Дмитрий Буланин, 2021. - 958, [1] с., [56] л. ил., цв. ил., портр., факс. : ил., портр., факс. - (Святые и святыни Русской земли).

IV период. 1920—1984 гг. IV. 1. Из истории Православной церкви в Финляндии В 1920-х гг. финляндские православные приходы факти­ чески разделились на финско-карельские, где богослужение совершалось на финском языке и церковные праздники отме­ чались по григорианскому календарю, и русские, где использо­ вались церковнославянский и русский языки и частично сохра­ нялся юлианский календарь. Состав приходов русских церквей после 1917г. претерпел изменения, поскольку часть русского населения Финляндии в первый год независимости страны была выслана или выехала в Россию, но позднее на их месте появились беженцы. Всего в 1920— 1930-х гг. в Финляндии насчитывалось около 10 тысяч русских беженцев и эмигрантов, в подавляющем большинстве православных. Русские приходы в Финляндии играли важную роль в духовной жизни русской диаспоры. Особое место в сохранении элементов русской куль­ туры продолжали занимать православные монастыри. Ведущее место среди них по-прежнему занимала Валаамская обитель. Во 2-й половине 1920-х гг. конфликт Валаамского мона­ стыря с руководством Финляндской церкви был преодолен и монастырь подчинился Церковному управлению. Игумен Павлин оставил свою должность в марте 1933 г., настоятелем стал его бывший помощник Харитон, активный проводник календарных и канонических нововведений, проводимых руководством Финляндской православной церкви. Свиде­ тельством той роли, какую Валаамский монастырь играл в общественной жизни Западной Карелии, стало посещение Валаама президентом Финляндии К. Й. Столбергом в июне 1920 г. Визит президента положил начало традиции посеще­ ний монастырей государственными деятелями Финляндии. С 1920 по 1940 г. в состав Финляндской православной церкви < 399 >

RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz