Мацак, В. А. Печенгский монастырь: от истоков к возрождению : (документы, воспоминания, фотографии) / В. А. Мацак. - Санкт-Петербург : Дмитрий Буланин, 2021. - 958, [1] с., [56] л. ил., цв. ил., портр., факс. : ил., портр., факс. - (Святые и святыни Русской земли).
III период. 1886—1920 гг. пришлось сделать интересное наблюдение о том, что отвле ченное мышление крайне затрудняет лопарей, тогда как все конкретное интересует их и они легко оперируют над тем, что видимо, осязаемо, что вообще воспринимается внешними чувствами. Иначе обстоит дело с пением. Ученики школы прекрасно поют, под управлением П. М. Федорова, большого знатока и умелого учителя пения. Мы слушали исполнение учащимися церковных песнопений и гимнов, слушали и удив лялись: пели лопари, у которых, по общему мнению, нет даже своих песен, пение которых крайне однообразное, до тоски утомительное повторение каких-то нечленораздельных звуков, унылых, как вид мертвой тундры. Нам приходилось читать у одного обозревателя севера суждение о неспособности лопарей к пению, причем в подкрепление своего взгляда автор ссылался на отсутствие у лопарей своего рода певческой тра диции: не поют родители, не будут петь и дети, нет у лопарей необходимых следов в нервной системе, полученных от пред ков, поэтому лопари вообще — народ немузыкальный и т. п. Достигнутые в монастырской школе результаты говорят против приведенного взгляда. Заслуживает внимания, что учащиеся поют одинаково хорошо по нотам и без нот. Интересно, что учитель пения не налегает на вычурные, т. н. партесные пес нопения, как это нередко делают другие руководители хоров, напр., в приходских храмах, старающиеся зарекомендовать себя перед публикой «регентами» и берущиеся за исполнение «партесов», не соразмерив своих сил с трудностями песнопе ния и нередко казнящиеся за свою смелость. Приятно было встретить в школьном хоре подтверждение того взгляда, что красота и художественность пения — в простоте песнопений, в том исполнении их, которое сообщает учащимся руководи тель, прекрасно знающий свое дело. Приятно было видеть в школе отсутствие мертвящей дис циплины, требующей от детей почти неподвижного сидения за партами, дозволяющей говорить детям только по вызову учи < 290 5-
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz