Мацак, В. А. Печенгский монастырь: от истоков к возрождению : (документы, воспоминания, фотографии) / В. А. Мацак. - Санкт-Петербург : Дмитрий Буланин, 2021. - 958, [1] с., [56] л. ил., цв. ил., портр., факс. : ил., портр., факс. - (Святые и святыни Русской земли).
III период. 1886 -1920 гг. шими. Несмотря на то что все учащиеся инородцы обучаются второй год, все они хорошо объясняются по-русски, пройден ное из курса Закона Божия в младшей группе — молитвы, в старшей — из учения о богослужении (литургии преждеос- вященных даров) рассказывают свободно и сознательно, факты священной истории помнят хорошо, на каждый предложенный вопрос дают толковый ответ, механизм русскаго и славянскаго чтения (у учащихся в старшей группе, в младш. проходится азбука) выработан почти у всех учащихся. Читая свободно, плавно и правильно по-русски и славянски, учащиеся довольно умело пересказывают прочитанное, причем при чтении Еванге лия учащий ограничивается переводом наиболее трудных для понимания славянских слов и оборотов речи. Говоря об успехах учащихся в русском чтении, не должно забывать, что учащему приходится преодолевать особенные затруднения при чтении статей из книги Одинцова и Богоявленского, г.г. II и ІІІ-й, принятой в ц.-пр. школах. Материал, находящийся в помяну той книге, вообще труден для учеников-инородцев, хотя он нелегко усвояется и в русских школах, как расположенный без определенной системы, безусловно необходимой при обучении детей. Кроме того, в книге преобладают статьи описательного характера, нередко представляющие художественные описания природы, требующие большого уменья со стороны учителя, чтобы такие статьи были усвоены учащимися сознательно, а не механически. Говоря о самих занятиях с учениками, учитель шутливо прибавил, указывая на книгу Одинцова и Богоявлен ского: «А статьи-то какие в ней — право, они в пору иному гимназисту младших классов, а мы по ней учим инородцев...» Письмо учащихся старшей группы чистое и каллиграфическое, в орфографическом отношении оно может быть признано удо влетворительным . Труднее усвояется, по мнению г. Д. А. Парташенского, учениками лопарями материал по арифметике. Учащему 4 289 5-
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz