Мацак, В. А. Печенгский монастырь: от истоков к возрождению : (документы, воспоминания, фотографии) / В. А. Мацак. - Санкт-Петербург : Дмитрий Буланин, 2021. - 958, [1] с., [56] л. ил., цв. ил., портр., факс. : ил., портр., факс. - (Святые и святыни Русской земли).

III период. 1886—1920 гг. все стадо перекочевывало на другое место, олени шли через монастырь цепочкой по несколько штук почти сутки. Причем у них в холках что-то потрескивало, и казалось, что кто-то бросает горох.) Когда собаки пригнали и окружили оленей, никуда не отпуская, пастухи взяли по бечевке тонкой веревки, на конце которой была костяная палочка с дырочкой. Продев конец веревки в эту дырочку и намотав кругом веревку, они ловко бросали ее на намеченного оленя, на рога, на расстоя­ нии 10— 15 саженей — это 20—30 метров. Ловили их, потом подтягивали, перехватывая веревочку через березку. Олени упирались, но подтянутых уже брали руками. Впрягали в нарты, а прибывших оленей выпускали в стадо. Опять что-то сказали собакам, и те мирно мимо оленей ушли в юрту. И мы поехали обратно на свежих оленях, которым пред­ стояло работать неделю до следующего воскресения. Тресковарение Возле бани была будочка тресковарения. Здесь отваривали соленую рыбу. Сначала ее надевали на веревку и опускали в прорубь на сутки, потом вытаскивали и клали в котел. Когда сварится, вылавливали на лотки, брали за хвост и стряхивали. А сколько осталось, откидывали. Мы выбирали только самые чистые пласты и уносили к себе. Будни В монастыре бывает ежедневно служба: утренняя в четыре утра и вечерняя. Сначала я ходил часто к утрене, а к вечерне ходил почти ежедневно. Прочитал много книг священного писания, однако услышал нелестные отзывы о монахах, да и священных писаниях. Многое показалось сомнительным. Да и мощей здесь никаких нет. И намерение быть священником постепенно стало охладевать. Но был у нас один демобилизо­ < 2 8 2 5-

RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz