Мацак, В. А. Печенгский монастырь: от истоков к возрождению : (документы, воспоминания, фотографии) / В. А. Мацак. - Санкт-Петербург : Дмитрий Буланин, 2021. - 958, [1] с., [56] л. ил., цв. ил., портр., факс. : ил., портр., факс. - (Святые и святыни Русской земли).

ПЕРИОДЫ, СВЯЗАННЫЕ СНАИБОЛЕЕ ЗНАЧИМЫМИ СОБЫТИЯМИ В ИСТОРИИ ТРИФОНО-ПЕЧЕНГСКОГОМОНАСТЫРЯ I период. 1533—1589/90 гг. 1.1. Основание Свято-Троицкого православного мужского монастыря на Печенге. Монастырь при прп. Трифоне. Кончина прп. Трифона. Разорение и гибель древней обители Основанию Трифоно-Печенгского монастыря предшество­ вало появление в Лапландии, на реке Печенге, около 1510г. будущего основателя монастыря прп. Трифона (1485— 1583)1. Живя в «прегорчайшей пустыне», он под видом «дел торго­ вых» выстраивал свои отношения с местным населением — саамами и подготавливал их к принятию веры Христовой. «Житие Трифона Печенгского» сохранило предание о том, что он подвергался гонениям со стороны язычников, «кебунов» — саамских шаманов, его жизнь неоднократно была в опасности. За свой миссионерский подвиг Трифон почитается как святой, а среди саамов он до сих пор известен как «Лопарский апо­ стол», «Начальник (зачинатель) веры Христовой на Печенге», «Просветитель лопарей», «Печенгский Чудотворец», «Апостол Севера», «Кольско-Печенгский Чудотворец». Начинается I период с прибытия Трифона в «прегорчайшую пустыню» Севера и постройки им хижины-кельи пустын­ ножителя, а позднее часовни в глухой болотистой местности возле зимнего лопарского погоста, у места впадения Манны в Печенгу. По преданию, в этой часовне находились им самим написанные иконы. В своем донесении голландский купец Симон ван Салинген, современник Трифона, знавший его 1 По данным В. В. Калугина: сентябрь — декабрь 1494 — 15 дека­ бря 1582 г. -5 20 5 -

RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz