Мацак, В. А. Печенгский монастырь: от истоков к возрождению : (документы, воспоминания, фотографии) / В. А. Мацак. - Санкт-Петербург : Дмитрий Буланин, 2021. - 958, [1] с., [56] л. ил., цв. ил., портр., факс. : ил., портр., факс. - (Святые и святыни Русской земли).

III период. 1886—1920 гг. III.l. 1886 г. Начало возрождения обители при игумене Никандре В конце XIX — начале XX в. Мурман, а вместе с ним и Печенгская волость переживают экономический подъем. Особое внимание царское правительство обращало на Запад­ ный Мурман, где сходилось множество промышленников и где сосредоточилось наибольшее количество колонистов, среди которых преобладали финны и норвежцы. Чувствуя слабость социальной и национальной опоры в этом пограничном районе, царское правительство решило создать на Западном Мурмане «маяк и оплот русского право­ славия» — экономически крепкий и религиозно влиятельный монастырь, используя религиозно-исторические корни Свято- Троицкого Печенгского монастыря, тем более что в местном населении жило почитание святого покровителя и заступника прп. Трифона. В 1881 г. «Комиссия о нуждах Северного края вообще и о средствах к их удовлетворению», созданная по инициа­ тиве архангельского губернатора Н. М. Баранова, признала делом первостепенной важности возобновление Печенгского монастыря, и в 1882 г. Святейший Синод одобрил эту инициа­ тиву. Честь возобновления православной обители на Печенге была доверена монахам Соловецкого монастыря, прибывшим к месту 16 июля 1886 г. Начальный этап возрождения Печенгского монастыря совпал с игуменством строителя-иеромонаха о. Никандра, выходца из Соловецкого монастыря, бывшего ризничим этой обители. Отец Никандр (в миру Чуватин Николай Андреевич) родился в 1839 г. в городе Слободском, Вятской губернии, в купеческой семье. Образование получил домашнее и окончил < 2 0 1 5 -

RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz