Мацак, В. А. Печенгский монастырь: от истоков к возрождению : (документы, воспоминания, фотографии) / В. А. Мацак. - Санкт-Петербург : Дмитрий Буланин, 2021. - 958, [1] с., [56] л. ил., цв. ил., портр., факс. : ил., портр., факс. - (Святые и святыни Русской земли).

I период. 1533—1589/90 гг. морского лова; он посылает хорошую или дурную погоду. Что касается до свв. Петра и Павла, то они являются покровите­ лями весеннего лова, и в это-то именно время лопарь, при­ езжая в церковь, ставит им свечки; когда начинается летний лов, начинают молиться Илье-пророку, так как он является покровителем этого лова. Св. Евстафий Плакида считается покровителем оленей. Более всего чтится, однако, лопарями их просветитель преп. Трифон, и это, пожалуй, единственный святой, о котором лопари имеют более ясное представление и о котором у них ходят рассказы и предания; лопари довольно хорошо помнят историю введения в их среде христианства, хотя многое переделали по-своему: они рассказывают, напри­ мер, что преподобный явился из России, долго среди них жил, обходил их землю и крестил; но лопари не хотели принимать св. крещения и делали разные неприятности св. Трифону; раз они собрались большой толпой к нему и, когда преп. Трифон вышел, они схватили его за волосы и долгое время волокли его, вследствие чего он оплешивел (пр. Трифон, как известно, изображается на иконах плешивым); Бог наказал лопарей за это и сделал так, что между лопарями теперь много плешивых (Массельга, Нотозеро, Сонгелы). О происхождении Айновых и Кильдинского островов сохранилось предание, что нойды, недовольные успехами новой проповеди среди лопарей, хотели Айновыми островами запереть вход в Печенгскую губу, а Киль- динским островом вход в Кольскую губу, чтобы досадить преп. Трифону. До сих пор лопари показывают еще кресты, которые, по их преданиям, ставил преп. Трифон, желая провести гра­ ницу между крещеною лопью и некрещеною. К числу дней, чтимых современными русскими лопарями, следует отнести для печенгских и пазрецких лопарей день Ивана Постного... В день Ивана Постного лопари печенгские едят рыбу, но голову ее не трогают: это происходит оттого, что этот день лопарями называется безголовным днем (востамес, 11 1 5 -

RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz