Мацак, В. А. Печенгский монастырь: от истоков к возрождению : (документы, воспоминания, фотографии) / В. А. Мацак. - Санкт-Петербург : Дмитрий Буланин, 2021. - 958, [1] с., [56] л. ил., цв. ил., портр., факс. : ил., портр., факс. - (Святые и святыни Русской земли).
I период. 1533—1589/90 гг. сия, между прочим, признала делом первостепенной важности возобновление Печенгского монастыря, на что Святейший Синод в 1882 году дал свое благословение. Архангельский епископ, преосвященный Серапион, особенно интересовался этим предприятием. Говорят, он на собственный счет заказал образ преподобного Трифона. Ожидают, что со временем воз обновленный Печенгский монастырь будет иметь такое же значение для тамошних отдаленных окраин, какое Соловецкий монастырь имеет для Белого моря. С этою целью духовною властью устроен особый комитет для сбора пожертвований, которые желающими способствовать этому делу могут быть отсылаемы в г. Архангельск, в комитет по возобновлению Печенгского монастыря. Фрис Й. А. Печенгский монастырь в русской Лапландии / пер. с норв., пересказ Д. [Н.] 0[стровского] / / Вестник Европы. 1885. Кн. 4, №7. С. 253— 277; №8. С. 611— 625. * * * Среди прочих суеверий лопарей следует сказать несколько слов о их воззрениях на святых; что они их чтут и перед ико нами ставят свечки — это несомненно, но вместе с тем лопарь смотрит на них, как на покровителей того или другого своего занятия и сообразно с тем, чем он занимается в данное время года, он и выбирает себе святого; так, во время весеннего лова он чтит одного святого, во время летнего лова — другого и т. д. Это объясняется двумя обстоятельствами: частью тем, что свя тые, некоторые по крайней мере, заменили ему его языческих богов, частью тем, что начало или конец лова совпадает с тем или другим праздником православной церкви. <...> Из покровителей-святых у лопарей следует упомянуть о верованиях в св. Николая Чудотворца и в свв. апост. Петра и Павла. Первый считается покровителем рыболовов во время 4 1 10 5 -
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz