Мацак, В. А. Печенгский монастырь: от истоков к возрождению : (документы, воспоминания, фотографии) / В. А. Мацак. - Санкт-Петербург : Дмитрий Буланин, 2021. - 958, [1] с., [56] л. ил., цв. ил., портр., факс. : ил., портр., факс. - (Святые и святыни Русской земли).

I период. 1533—1589/90 гг. сия, между прочим, признала делом первостепенной важности возобновление Печенгского монастыря, на что Святейший Синод в 1882 году дал свое благословение. Архангельский епископ, преосвященный Серапион, особенно интересовался этим предприятием. Говорят, он на собственный счет заказал образ преподобного Трифона. Ожидают, что со временем воз­ обновленный Печенгский монастырь будет иметь такое же значение для тамошних отдаленных окраин, какое Соловецкий монастырь имеет для Белого моря. С этою целью духовною властью устроен особый комитет для сбора пожертвований, которые желающими способствовать этому делу могут быть отсылаемы в г. Архангельск, в комитет по возобновлению Печенгского монастыря. Фрис Й. А. Печенгский монастырь в русской Лапландии / пер. с норв., пересказ Д. [Н.] 0[стровского] / / Вестник Европы. 1885. Кн. 4, №7. С. 253— 277; №8. С. 611— 625. * * * Среди прочих суеверий лопарей следует сказать несколько слов о их воззрениях на святых; что они их чтут и перед ико­ нами ставят свечки — это несомненно, но вместе с тем лопарь смотрит на них, как на покровителей того или другого своего занятия и сообразно с тем, чем он занимается в данное время года, он и выбирает себе святого; так, во время весеннего лова он чтит одного святого, во время летнего лова — другого и т. д. Это объясняется двумя обстоятельствами: частью тем, что свя­ тые, некоторые по крайней мере, заменили ему его языческих богов, частью тем, что начало или конец лова совпадает с тем или другим праздником православной церкви. <...> Из покровителей-святых у лопарей следует упомянуть о верованиях в св. Николая Чудотворца и в свв. апост. Петра и Павла. Первый считается покровителем рыболовов во время 4 1 10 5 -

RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz