Мацак, В. А. Печенгский монастырь: от истоков к возрождению : (документы, воспоминания, фотографии) / В. А. Мацак. - Санкт-Петербург : Дмитрий Буланин, 2021. - 958, [1] с., [56] л. ил., цв. ил., портр., факс. : ил., портр., факс. - (Святые и святыни Русской земли).

I период. 1533—1589/90 гг. VII. Свидание Кому неизвестно, сколько странников и богомольцев еже­ годно проходит по святой Руси из конца в конец, на поклонение святым местам, мирным обителям и угодникам божиим, ища душевного исцеления или исполняя обет, данный Богу при каком-либо особом случае жизни. Этот вековой обычай подвижничества глубоко чтится наро­ дом. «Божий странник или странница», «доброхот» в глазах православного человека, в особенности в прежнее старое время, считался личностью святою, неприкосновенною. При­ нятие такого человека в свой дом давало надежду на особую благодать божью. Обидеть странника — значит впасть в тяж­ кий постыдный грех. Люди, привязанные к своему месту жительства, поручали странникам исполнять различные обеты, просили помолиться о душе их и о своих усопших родственни­ ках, наделяли их на дорогу деньгами, смотря по своему состоя­ нию. Нередко со странниками посылались вклады в монастыри с полною уверенностью, что странник если не умрет, то доне­ сет вклад по назначению. Соловецкая обитель до сих пор остается великим богомо­ льем русской земли. Теперь пароходы довозят богомольцев в монастырь из Архангельска, из Сумы, из Онеги, а в преж­ нее время средства сообщения были далеко не так удобны. Добраться до Соловок было само по себе уже великим подви­ гом, но ревностные богомольцы не останавливались на этом. Нередко они предпринимали отсюда далекое странствие через Лапландию на Колу, а отсюда на р. Печенгу в известный по своей крайней отдаленности монастырь пр. Трифона, где покоится тело этого угодника. Так было и в 1590 году. Небольшая горсть паломников достигла Колы в то самое время, как финско-шведская шайка, разорив монастырь и потерпев неудачу под Колою, устреми­ лась вверх по р. Туломе. 107

RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz