Мацак, В. А. Аналитический обзор книжного собрания библиотеки Трифонов Печенгского монастыря по инвентарным описям 1888, 1896 гг., хранившимся в архиве Церковного управления Финляндии // Наука и образование. - 2004. - № 5. - С. 31-35.

В. А. МАЦАК Аналитический обзор книжного собрания библиотеки Трифонов Печенгского монастыря по инвентарным описям 1888, 1896 гг., хранящимся в архиве Церковного управления Финляндии В течение шестнадцати лет автор статьи изучала материалы по истории Печенгской обители, работая в отечественных и зарубежных архивах и книгохранилищах. В частности, изучен архив Трифонов Печенгского монастыря в фондах Главного Церковного управления Финляндии (для чего необходимо было выучить финский язык). Копии документов архива, ныне находящиеся в России, могут представлять интерес как для исследователей истории монастыря, так и для всех, кто изучает историю и культуру края, развитие системы образования на Кольском Севере. Ограничения в размере статьи не позволили представить описи в полном объеме. Тема данной статьи ограничивается обзором двух описей 1888 и 1896 гг. не сохранившегося книжного собрания биб­ лиотеки Трифонов Печенгского монастыря. Впервые опи­ си становятся объектом исследования и публикуются в печати. Помимо этого в хронологическом порядке просле­ живаются различные источники, содержащие сведения разных лет о книжном фонде Печенгской обители. I / сожалению, мы не имеем информации о ■ собрании книг в Свято-Троицком монастыре на Печенге ни в ранний период его существования, ни в более поздний - вплоть до второй половины XVII в. Однако не подлежит сомнению, что формирование книжного фонда обители началось в первые же годы после её основания. До 1682 г. (за исключением короткого периода) северные монастыри входили в Новгородскую епархию и имели с ней тесные связи. С первой половины XVI в. епархия имела одно из самых богатых книжных собраний на Руси, и, вероятно, именно в её функции входило обеспечение вновь основанных обителей предметами церковного обихода и богослужебной литературой. Наиболее ранние известные нам сведения о книжном фонде Печенгского монастыря относятся к 1658 г. и содержатся в списке с «Переписной росписи Печенгского монастыря что в Колском остроге» от 17 августа 1658 года, которая, очевидно, была составлена в связи с припиской в 1658 г Печенгского монастыря к Крестному монастырю. Архив Печенгской обители был перемещен на остров Кий и возвращен обратно только после 1686 г. В 1701 г Печенгский монастырь был приписан уже к Холмогорскому Архиерейскому дому, куда, возможно, была перевезена и большая часть его архива. Есть основания предполагать, что вместе с архивом, в его составе, передавался и фонд редкой рукописной и первопечатной книги. О судьбе архива после упразднения в 1764 г. Кольско-Печенгского монастыря ничего не известно. Сохранившаяся опись 1888 г. книг библиотеки Трифонов Печенгского монастыря была составлена в первые годы его возобновления в конце XIX века при игумене Никандре. Следующая сохранившаяся опись библиотеки (дополнительная) составлена в 1896 г. Будущий настоятель монастыря иеромонах Ионафан прибыл на Печенгу в 1889 г. Вступив в должность игумена, он предпринял активные действия по воссозданию монастырского архива и пополнению библиотечного фонда. Большую часть воссозданного им архива составляли копии списков с царских грамот, снятые в Соловецком монастыре, в Архангельске и в Москве. В период с 1891 по 1896 гг. в Верхнем монастыре был построен новый трехпрестольный Сретенский храм с колокольней, ризницей и помещением для библиотеки, а затем - здание монастырской школы, где формировалась своя библиотека, имелся читальный зал с фондом диапозитивов, комплектов картин и других наглядных пособий. Помимо потребностей монастыря в богослужебных книгах, в литературе религиозно-философского, духовно-нравственного содержания была необходимость в пополнении фонда библиотекиучебной, исторической и светской литературой, пособиями для обеспечения учебного процесса в церковно-приходских школах, которые содержались на средства монастыря. Очевидно, перепись книг библиотеки в 1896 г. была связана с перемещением их в новое хранилище. В это время принято говорить о существовании двух библиотек в монастыре, собственно монастырской, куда входили поступающие разными путями книги, а также келейные собрания книг и так называемые «выморочные книги» (поступавшие в фонд библиотеки после смерти монаха). Вторая библиотека - школьная, для народных чтений, главным образом из произведений великих русских писателей. Общий фонд обеих библиотек монастыря насчитывал более 2 ООО экз. Если трактовать понятие «книга» в широком смысле, с включением таких родственных книге типов изданий, как журнал, газета, даже плакат (т. е. любой носитель информации), то в инвентарную опись следовало бы включать и количество всех подобных носителей информации, в том числе наглядных пособий для

RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz