Мацак, В. А. Трифоно-Печенгский монастырь: исторические вехи // Наука и бизнес на Мурмане. - 1999. - № 3 (сент.) - С. 20-25.

ХРАМЫ КОЛЬСКОГО СЕВЕРА 24 капиталистического и социалистического ла­ геря, и «железный занавес», и непосредственная близость государственной границы. Первые публикации в местной периодической печати об истории края появились в начале 60-х годов, но наибольшее внимание привлекла вышедшая в 1965 году книга Л. А. Потемкина «У северной границы. Печенга советская» [12]. Информацию по истории Печенги можно найти и в фундаментальных трудах мурманского краеведа И. Ф. Ушакова [15]. Именно труды названных авторов пробудили и сформировали устойчивый интерес населения и молодежи к прошлому края. И при самых первых признаках «потепления» международно го климата в меж государ ­ ственных отношениях появилась возможность удовлетворить пробудившийся интерес к истории Печенги во всем ее тематическом многообразии. Появилась возможность работать в отечественных архивах, центральных библи­ отеках, в которых прежде материалы по Печенге были малодоступны. Не были исключением и материалы о Трифоно-Печенгском монастыре. Изучение отечественных источников позволило сориентироваться в теме и материалах и привело к мысли о необходимости сотрудни­ чества с музеями и архивами Норвегии и Финляндии. Доброе начало непосредственным контактам в приграничье положило развитие побратимских связей породненных городов. Музей коммуны Сер-Варангер в Норвегии был первым музеем, установившим с нами профес­ сиональные связи. В течение многих лет музей пополнял наше собрание фотоматериалов о Трифоно-Печенгском монастыре конца XIX — начала XX века. В основном, это фотографии, сделанные супругами А. и Э. Вессель. Большое внимание было уделено изучению жизни и деятельности Константина Прокопьевича Щеколдина, прослужившего на Печенге 48 лет: 6 лет в Печенге, с 1868 года, и с 1874 года — на Паз-реке. После окончания строительства храма, построенного в честь святых Бориса и Глеба, его освящением в 1874 году был открыт само­ стоятельный Пазрецкий приход для пазрецких и нейденских лопарей, в котором он прослужил до своей кончины в 1916 году. В 1888 году по инициативе К. П. Щеколдина и при поддержке К. Победоносцева, обер- прокурора Святейшего Синода, для пазрецких лопарей была открыта церковно-приходская школа, она была первой и на Мурмане, и на Печенге. Часть учебного года (до марта— апреля) дети учились в школе, здание которой нахо­ дилось на берегу реки Колосйоки, в так назы­ ваемом «зимнем лопарском погосте» (вблизи нынешнего поселка Никель), а завершали учебный год в классных комнатах, располо­ женных вдоме священника в «летнем лопарском погосте» — на Паз-реке, у церкви Бориса и Глеба. О плодотворной деятельности К. П. Ще­ колдина собран большой материал, и часть его опубликована в газете «Печенга» [8 ]. С помощью внука нами определено место захоронения К. П. Щеколдина и установлен на могиле де­ ревянный крест. Записаны воспоминания его внука Сергея Васильевича Ивановского , родившегося на Паз-реке в 1900 году и до 16- летнего возраста регулярно приезжавшего на Паз-реку и подолгу гостившего у деда. Фотографии, полученные из фондов музея в Странде (Киркенес), помогли разыскать сохранившиеся до наших дней постройки Печенгского монастыря, провести иденти­ фикацию зданий церквей, вернуть названия церквам, увидеть и показать их первоначальный вид. Теперь местные жители знают названия бывших церквей Печенгского монастыря. И это заслуга сотрудников печенгского музея, а приписавший себе эту работу мурманский краевед и историк П. Федоров не имеет к ней никакого отношения. (См. публикации П. Фе­ дорова «Печенгская быль», 1995 г. и «История Трифоно-Печенгского монастыря», 1996 г.). Впервые он побывал на Печенге в 1995 году, прошел по святым местам и получил подробную информацию от сопровождавшего его работ­ ника печенгского музея. Когда всем историческим постройкам были возвращены их имена, и музей опубликовал серию материалов из истории Трифоно- Печенгского монастыря, пришло осознание необходимости сохранить то, что осталось вопреки времени и войнам. По представлению музея и отдела культуры сохранившееся здание церкви Рождества Христова было поставлено на государственный учет как памятник исто­ рии, а затем было передано Православной Церкви. ЛИТЕРАТУРА 1. Ануфриев Д. А. Записки очевидца Д. А. Ануф­ риева о возобновлении Трифоно-Печенгского мо­ настыря за время с 1898 г. по 1916 г. — Архан­ гельск, 1916. 2. Географическо-статистический словарь Рос­ сийской империи / / Православный вестник. — 1886, № 277. 3. Жития святых. Русские святые. — М., 1968. 4. Казмин Н. Т. Распространение христианства среди лопарей / / Епархиальные ведомости. — Архангельск, 1900. 5. Ключевский В. О. Древнерусские жития святых как исторический источник. — М., 1988. 6. Корольков Н. И. Трифоно-Печенгский монас­ тырь.-1 8 9 2 , 1894,1896,1908. 7. Мацак В. А. Печенга — Петсамо— Печенга. Пе- ченгский монастырь с 1917 по 1944 гг. / / Печенга — 1996,2,5,12 марта. 8. Мацак В. А. К. П. Щеколдин и церковь Бориса и Глеба. / / Печенга. — 1994, 27,30 августа.

RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz