Мацак, В. А. Трифоно-Печенгский монастырь: исторические вехи // Наука и бизнес на Мурмане. - 1999. - № 3 (сент.) - С. 20-25.

ХРАМЫ КОЛЬСКОГО СЕВЕРА 22 Доктор исторических наук И. П. Шаскольский связывает создание обители в начале XVI века с первой волной колонизации, когда по Мур­ манскому побережью возникает ряд постоянных русских поселений. Он считает, что такие по­ селения на Печенге появились между 1530— 1540 годами. В это время или чуть позже был основан Свято-Троицкий православный мужской мо­ настырь, ставший религиозно-культурным центром Кольского полуострова [18]. В записках Генриха Штадена (он побывал в XVI веке на Мурмане) «ОМоскве Ивана Грозного» указывается вероятная дата создания Печенг- ского монастыря — 1-я половина 50-х годов XVI века [15]. Преподобный Трифон Печенгский и Фео- дорит Кольский развернули широкую мис­ сионерскую деятельность среди аборигенов края — саамов (лопарей). Результатом этой деятельности стало обращение лопарей в православие, хотя они сохранили и часть своих языческих обрядов и традиций. Одновременно Свято-Троицкий монастырь вел активную хозяйственную деятельность, благодаря которой Печенга стала со временем важным экономическим центром. Монастырские люди охотились на пушного зверя, строили со­ ляные варницы, у морского побережья, взаливах, в реках и озерах ловили рыбу, ходили на тюленей, моржей. В Печенгу с торговыми целями стали приходить иноземные корабли. В 1564 году монахи пригласили антверпенских купцов, завязалась торговля с Нидерландами. Акаде­ мик М.-Н. Покровский назвал преподобного Трифона «родоначальником русско-нидер­ ландской торговли». Кроме того, известно, что на Печенгу приез­ жали купцы изХолмогор, Каргополя, Шуи. Монахи охотно торговали и с соседями — норвежцами. Таким образом, в 70— 80-е годы XVI века Печенгский монастырь создал крупное фео­ дальное хозяйство, имевшее обширные морские промыслы, соляные варницы, бобровые ловища, семужьи заборы, скотные дворы и т. д. Мо­ настырь пользовался покровительством рос­ сийского государя Ивана IV (Грозного). В 1581 году царской жалованной грамотой печенгские и мотовские саамы были отданы навечно Печенгскому монастырю «в крестьян место», т. е. в феодальную зависимость. В 1565 году монашествующих было около 20 человек, и 30 — монастырских рабочих. В 1572 году около 50 монахов и 200 — «бельцов». Преподобный Трифон скончался 15 декабря 1583 года, а в 1589 году монастырь подвергся нападению отряда финнов (в то время под­ данных шведского короля) под предводитель­ ством Пекки Везайнена. Потери монастыря были огромными, погибли многие монахи и местные жители. Общая стоимость уничто­ женных монастырских построек, церковной и бытовой утвари, пушнины, различных запасов составила 55 000 рублей. О размере этой суммы можно судить, исходя из того, что в то время на Мурмане конь стоил 3 рубля, лодья — 17 рублей, пуд хлеба — 6 копеек. Оставшихся в живых монахов переселили в Колу. II ПЕРИОД (1590 -1764 ) Воссоздание Трифоно-Печенгской обители по повелению русского государя Феодора Иоанновича начинается в Кольском остроге, затем в Кольском посаде. В этот период мо­ настырь назывался Кольско-Печенгским (Ко- лоспеченгским), а после пожара в 1619 году — Ново-Печенгским. Монахи, старцы и насельники не оставляли без внимания место древнего монастыря, братской могилы монахов и места упокоения основателя обители преподобного Трифона в созданном им скиту в верхнем течении реки Печенги у впадения в нее речки Манны. По Указу Екатерины II от 26.02.1764 года о секуляризации духовных вотчин Печенгский монастырь был ликвидирован. III ПЕРИОД (1886 -1920 ) В конце XIX— начале XX века Мурман, а вместе с ним и Печенгская волость переживают полосу экономического подъема [16, 18]. Особое внимание царское правительство обращало на Западный Мурман, куда сходилось множество промышленников и где сосредоточилось на­ ибольшее количество колонистов, среди кото­ рых преобладали финны, норвежцы. Чувствуя слабость социальной и национальной опоры в этом пограничном районе, царское прави­ тельство решило создать на Западном Мурмане «Маяк и оплот русского православия» — эконо­ мически крепкий и религиозно влиятельный монастырь, используя религиозно-исторические корни Свято-Троицкого Печенгского монастыря. Тем более, что в местном населении жило почтение к святому покровителю и заступ­ нику Трифону Печенгскому. «Печенга, — писал известный русский мореплаватель Ф. П. Литке, — есть Мекка этого края. Каждый благочестивый лопарь обязанностью считает поклониться хоть раз в жизни мощам святого Угодника. Многие делают это для излечения от болезней». В 1881 году «Комиссия о нуждах Северного края», созданная по инициативе Архангельского губернатора Баранова, признала делом первостепенной важности возобно­ вление Печенгского монастыря, и в 1882 году Святейший Синод одобрил эту инициативу. В 1883 году создается особый комитет при Архан- гельском епархиальном управлении для изыскания средств на возрождение монастыря. За 3 года было собрано около 20 000 рублей. Успеху дела способствовало и 300-летие со дня

RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz